Сумские дети цветов: в начале 60-х годов в Сумах появились первые хиппи

Сумщина творческая. Культура и искусство
Андрей Поляков 08 февраля 2012 в 19:05
В начале 60-х годов молодые американцы, выступающие против войны во Вьетнаме, не могли даже представить себе, что через каких-нибудь 50 лет они станут живой легендой, сообществом, общественным движением и образцом для подражания для тысяч людей в мире. Одних они пугали, другие посвящали им свои песни и стихи.
Сегодня о хиппи (от англ. hippy или hippie; разг. hip или hep – «понимающий, знающий») написаны сотни книг и сняты десятки художественных и документальных фильмов. А их лозунги: «Распространяйте любовь вместо войны!» или «Занимайтесь любовью, а не войной!» - стали жизненной программой для целого поколения. Появилась даже культура хиппи, имеющая свою символику и атрибуты. Во все времена людей встречали по одёжке, а провожали по уму. Так было и с «хиппарями». В толпе их узнавали по длинным волосам и одежде с этническими элементами в виде бус, браслетов и прочих побрякушек, сплетённых из бисера или ниток.

Состояние души
И всё же для хиппарей «яркая» одежда и длинные волосы были не главным устремлением в жизни. Многие из них до сих пор считают, что хиппи – это состояние души и образ жизни.
Для писателя и книгоиздателя Степана СОКУРА понятие хиппи - не пустой звук.

Родился Степан Яковлевич в 1948 г. в с. Самгородок, что на Киевщине. Отец был военнослужащим, и вскоре его перевели в Сумы. В семье было четверо детей. Судьба Степана Яковлевича сложилась таким образом, что окончательно переехать в наш город он смог только в 1964 г. В то время ему было 16 лет. «Я приехал поздней осенью. Город мне показался серым и каким-то «угнетённым». Особенно я это почувствовал, когда пошёл в школу и у меня появились друзья. На улицах всем заправляла шпана, часто случались драки. Культуры было мало. Единственным развлечением по вечерам были сходки, где мы играли на гитарах и гармошках. Я неплохо играл на гитаре и пользовался успехом», – вспоминает Степан Сокур.

Шло время, и однажды юный Степан почувствовал, что разочаровался в таком времяпрепровождении, и стал искать другую компанию: «У меня сохранились мои стихотворения, связанные с тем «хипповым» периодом моей жизни. Они помечены 1967 годом. В это время у меня была уже другая компания. Я на слух играл песни «битлов», которые пользовались огромным успехом у моих новых друзей. Однажды я даже выскочил на эстраду летней танцплощадки (раньше она находилась в Центральном парке, ныне парк им. И. Кожедуба), выхватил микрофон у певца и начал исполнять какую-то популярную песню. Милиция меня вывела».
Степан Яковлевич уточнил, что сумские хиппи в те годы внешне сильно отличались от американцев или англичан. Длинные волосы в советское время ассоциировались с буржуазным образом жизни. Страна жила словно за «железным занавесом», и всё иностранное, в т.ч. и мода, строго регламентировалось. «Хиппи – это был наш образ жизни. Он включал в себя и манеру одеваться (мы носили «битловки» – пиджаки без воротника), и владение информацией, которую нам с трудом приходилось добывать, слушая по приёмнику радиостанции Би-би-си и «Голос Америки». В то время я уже начал отращивать длинные волосы. Они слегка прикрывали уши, но тогда даже это расценивалось как вызов обществу», – рассказывает Степан Сокур.

Вызов обществу
По словам Степана Яковлевича, его компания состояла из нескольких хиппарей. В городе их было не больше десяти человек. И если стильные солнцезащитные очки ещё можно было как-то достать, то приобрести джинсы даже по спекулятивной цене было делом нереальным. «В Сумах они просто не продавались. Их можно было купить только в Москве или Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на «чёрном» рынке. В 60-е годы у меня были джинсы, но «самодельные». Фирменные джинсы в Сумах появились только в 70-е годы», – уточнил он.
В начале 70-х Степан Сокур на несколько лет уехал в Ленинград, где познакомился с местными хиппарями. Там Степан Яковлевич увлёкся философией и литературой: «Вернулся домой в 1973 году. К тому времени в Сумах появилась вторая волна хиппи, среди которых был Александр ГЕРАСИМОВ (для друзей просто Гера) и художник Сергей СЕРГЕЕВ. Многие сумчане их хорошо знают. А вот о первой волне известно немного. Я хочу вспомнить Александра ГУДАКОВА (для друзей Гудым), Юрия СОКОЛОВА (Сокол), Владимира ЕВТЮХОВА (Ева),

Валерия ЛОБОДУ (Лоб), Александра РОЖДЕСТВЕНСКОГО (Рождес) и Вячеслава ОВЧАРОВА (Овчар). Были ещё музыканты Виталий КАБАНОВ (Длинный) и Поль, настоящее имя которого я забыл».

Счастливый наблюдатель
Степан Сокур подчеркнул, что многие его друзья пронесли то состояние души, которое они приобрели во времена расцвета хиппи, через всю жизнь: «Я же был, скорее, наблюдателем. Я искренне участвовал в этом движении, любил ту музыку, собирал информацию о хиппи и рокерах. Наркотики мы не употребляли, курили обыкновенные сигареты. Наши девчонки носили мини-юбки. Вечеринки устраивали у кого-то на дому, а встречались у памятника Т. Шевченко или в районе альтанки. Человек так устроен, что ищет людей себе подобных. Так получилось, что по духу эти люди были мне подобными. Я их искал, а они искали меня».
Одна из таких незабываемых встреч произошла в Ленинграде, где в 1972 г. Степан Сокур познакомился с тогда ещё малоизвестным поэтом Иосифом БРОДСКИМ. В беседах с ним Степан Яковлевич обратил внимание на то, что Бродский находился в каком-то напряжении, и, судя по его внешнему виду, казалось, что он постоянно о чём-то сосредоточенно думает. «В те годы стихи Бродского выходили только в самиздате. Но ценители поэзии уже тогда любили его творчество.

А через несколько дней после нашей последней встречи под страшным секретом от своей знакомой я узнал, что Бродский уехал за границу», – вспоминает Степан Сокур.

 
9
Комментариев
0
Просмотров
3554
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.