ПЮрЕ, литературный проектЕлена Чернова 15 января 2015 в 17:26
otsebatina
(философия)
Предисловие
Иисус не оставил письменных трактатов. Не было в те времена и диктофона. И трудно перепроверить, что именно им было сказано, что истинно. Однако были его ученики, которые все запомнили. Передали другим. И имеем сегодня библейские тексты. Как-то: от Матфея. Трактовать письмена бессмысленно. Всегда найдутся те, кто скажет: это следует понимать так или иначе, потому что все сказанное – философия. И так закрутят, что выйдет совсем что-то другое, отличное от написанного. Но последуем тексту. И увидим – как же написано, и нужно ли еще что-то домысливать. А главное – исполнимо ли на деле то, что написано.
****
От Матфея, глава 6. Иисус собрал учеников своих на горе и поучал:
- Блаженны нищие духом. Взгляните на птиц небесных. Они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы. Отец ваш небесный питает их. Вы же что ли гораздо лучше ли их? Так, не заботьтесь и не говорите: что нам есть, что нам пить, во что одеться? Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите прежде Царствия Божия и правды его.
Чтобы понять актуальность слов Иисуса, да разобраться, мог ли он что-то подобное сказать, представим себе современный Израиль, землю иудейскую и назореев, пришедших с вопросами к Иисусу.
Жители говорят:
- Иисус, ты многое знаешь. Подскажи, как нам жить. Воды у нас в обрез, земля сухая, каменистая, неплодородная. Может – знаешь какие-то агрономические секреты. По орошению, повышению урожайности.
А Иисус и отвечает:
- Гляньте на птичек. Они не сеют. А вы что – хуже? Идите. Ищите Царствия Божия. И все найдете.
Аграрии сказали бы:
- Не поняли, Иисус. А как же с поливом? Тысячи лет ищем и царствие, и водичку. Ни того, ни другого.
А Иисус и отвечает:
- Отец небесный обо всем знает. Не заботьтесь о завтрашнем дне. Ибо сам завтрашний день обо всем позаботится.
Аграрии почешут голову, махнут рукой и пойдут сами себе думать, как по капле воду расходовать. Да как по три раза на год урожаи полей снимать. Да сорта пшеницы новые выводить. В количестве 500 видов. Как говорится – на Бога надейся, а сам не плошай.
Наверное, справедливо было бы ученикам поспрашивать у Иисуса о том же самом.
Мол, Иисус – хотим знать. И было бы интересно получить от учителя ученый ответ. И взяться за соху. И показать всем жителям иудейским новые сорта пшеницы, не требующие обильного полива. Новый трактор. И новые удобрения. Как-то так.
Но Иисус вместо этого просто делает загадочные движения руками - и на голодный народ с неба сыплются хлеб и рыба. Так сказать, одноразовая благотворительная акция.
Из сего можно сделать вывод:
В Писании произошла за тысячи лет подмена и путаница текстов. Так как учение Иисуса «о птичках» явно не соответствует величию его фигуры. Иисус не мог сказать своим голодным ученикам: не спрашивайте «Что есть? Что пить?». Высокий разум Иисуса дать столь упрощенный ответ не сподобился бы.
Иисус мог дать мудрый ответ голодным ученикам и народу, как сделать землю плодородной. Это ему под силу. Потому что Отец Небесный создал неисчислимое разнообразие плодов, которые можно вырастить, множество способов, чтобы возделать землю и пропитаться.
И та же пташка много трудится, чтобы добыть себе корм.
Поэтому можно утверждать: в писании присутствуют множественные аллегории, домыслы, фантазии тех, кто собирал рукописи и их поэтизировал. Но к образу Иисуса они имеют весьма отдаленное отношение.
Нет, не мог мудрый Иисус кормить учеников побасенками: не спрашивайте о еде, а думайте только о Царствии Божьем.