Мы писали о пятерых не вернувшихся с войны братьях Шаповал из с. Чернеча Слобода Бурыньского района в 2014 г. (№25, статья «Жили-были, воевали»). О них нам рассказал Петр Иванович Шаповал, который называет пропавших без вести в 1943-м Якова, Николая, Федора, Дмитрия и Емельяна своими дедами. Тогда ни он, ни мы не предполагали, что вот ведь поставят памятник этим людям в родном селе, но получилось именно так, по-человечески получилось. Проявили инициативу жители села, нашли помощников и спонсоров. Автором проекта стал архитектор Владимир БЫКОВ, помощь оказали директор фирмы «Сумиагропромбуд» Николай ТРОФИМЕНКО, глава агрофирмы «Виталия» Владимир ДУМЕНКО и трудовые коллективы этих предприятий, которых не перечислишь поименно, — тоже участники и создатели. Нужно вспомнить и поблагодарить людей, поскольку результат — вот он.
Несписанные.
Пятеро Шаповалов, которые не вернулись с войны,
но поселились в Чернечей Слободе навсегда
А для нас появился повод вернуться к теме, приехать в Чернечу Слободу на открытие. Открытие монумента стало открытием еще более глубоким, чем просто торжественное мероприятие. Мы поняли, что люди не просто поминают своих предков, а помнят. Помнят всех и все, что было здесь прежде них. Пока шли последние организационные приготовления к открытию, окончательно выясняли, когда прибудут обязательные гости из Бурыни и Сум, мы просто знакомились с Чернечей Слободой. Нам помогала в этом учительница истории и хранитель местного музея Любовь Константиновна ОВСИЕНКО, человек удивительного патриотизма, основанного не на привнесенных извне лзунгах, а на глубоком понимании предметов и событий, о которых говорит. Местный музей собран сельчанами из элементов их жизни, только в концентрированном виде все собранное предстает как явление весьма значительное. Обиходные вещи, которых теперь нет: «Ось що це таке? Діти мені кажуть, що це кандали. Воно справді як кандали, тільки це надівали на ноги коням. Це пута, які замикались на замок. А це — потяг. Українською мовою - наче “поїзд”, тільки ця річ для натягування ободів на дерев'яні колеса...”
В музее.
Любовь Константиновна Овсиенко
здесь не просто директор и экскурсовод,
она — хранитель
Бытовые мелочи, вышедшие из употребления, но они — часть прошлого. И собирают люди для музея старые вышивки, иконы, фотографии, документы — кто что найдет. Найдена свинцовая табличка с процарапанным текстом о том, что основан храм. Новый, на месте сгоревшей деревянной козацкой церкви. И старые фото и документы о том, сколько людей здесь жило, чем они занимались, какими были. И Россия, кстати, располагалась тогда еще ближе, соседнее село относилось к Курской губернии. Вот такой уровень памяти о себе и своих земляках. С пятерых жителей села мы, собственно, и начали, пора вернуться к памятнику. Открывали как положено — были все, кому следует, и все, кто хотел. Почетные гости и жители села собрались у давно смонтированного монумента. Все это накрыла метель, но на нее никто не обратил внимания, только фотографировать было почти невозможно.
Помнить - больше, чем просто знать. Пока память соединяет поколения людей, все они живы и «списать» или переделать их невозможно
Сам памятник хорош. Сделан со смыслом и художественным вкусом. Кресты разной высоты — ведь братья были не ровесники, проникновенные слова о материнском горе на гранитной плите и птицы журавли. Из той самой песни о солдатах. В общем, все правильно. Нам кажется, что из всего произнесенного главное в своем неподготовленном заранее слове сказал Петр Иванович Шаповал: «Війна списала їх одним днем — листопад 1943 року, хоч служили в різних частинах. Списані: “пропав без вісті”, тобто не мали ніяких пільг їхні жінки та діти. Цей пам'ятний знак - світла пам'ять до їх святих душ”. Значит, не списаны люди, заняли свое место в продолжающейся жизни.