Известный режиссер рассказал о нашумевшем фильме «Хуизмистерпутин» и о махинациях правящего диктатора соседнего государства
Накануне Нового года, когда в украинском обществе зашкаливали эмоции от дискуссии о том, запрещать или спокойно смотреть пресловутую «Иронию судьбы», вышла гораздо более актуальная для нашего времени лента «Хуизмистерпутин». И, несмотря на то что хороший ответ на этот вопрос еще в 2014 г. дали харьковские болельщики, наградив российского президента меткой характеристикой из пяти букв, известный режиссер-документалист Валерий БАЛАЯН снял фильм о том, кто такой Владимир ПУТИН и как он входил во власть. Фильм-разоблачение создан с cоавторами по расследованию, журналистами Анастасией КИРИЛЕНКО и Владимиром ИВАНИДЗЕ. Разумеется, в прокат такая картина не вышла – ее можно найти в сети Интернет. Кстати, только за первую неделю демонстрации и только на видеохостинге Youtube она набрала более одного миллиона просмотров. Тем приятнее факт, что режиссер такого масштаба – наш земляк и его детские годы прошли в Сумах.
r: Валерий Вазгенович, Вы не так часто бываете в Сумах и тем заметнее для Вас изменения, которые происходят в городе…
Валерий Балаян: Время довольно беспощадно обошлось с теми местами, где я жил. Сегодня этот район называется площадью Независимости, и по счастливой случайности о детстве здесь напоминает только мой дом – старенькая пятиэтажка, которая, надо признать, плохо вписывается в современный облик площади. Раньше там был зеленый сквер, стоял памятник Супруну, ходили троллейбусы - и вот этот мир моего детства был снесен Михаилом Лушпой, которым многие восхищаются как градоначальником. А ведь он закатал в асфальт и бетон тот утопающий в зелени город, который я любил, в котором была провинциальная прелесть. И только люди, которые абсолютно не понимают, что такое городская среда, могут считать такие действия достижениями и называть именем Лушпы проспект.
r: А когда родилось Ваше увлечение кинематографом?
В.Б.: После школы я уехал в Ленинград, где поступил в государственный университет экономики и финансов. Интерес к кино возник после посещения «Кинематографа» - кинотеатра «Госфильмофонда», аналог того, что в Москве называли «Иллюзион». Этот кинотеатр, можно сказать, стал моим университетом, ведь там демонстрировали всю классику мирового кино. Я как-то подсчитал сохраненные билеты на сеансы, и оказалось, что мне удалось посмотреть 300 фильмов за год.
Профессиональную карьеру в кинематографе я начинал разнорабочим на киностудии «Ленфильм», где при устройстве на работу в отделе кадров гордо заявил, что хочу наняться в съемочную труппу. Нас, грузчиков транспортного цеха, на ленфильмовском сленге называли «волками». В нашей «стае» встречались яркие персонажи: полубомжи, евреи-отказники и всякие прочие маргиналы Питера.
Я работал на многих съемочных площадках, и сейчас, когда смотрю фильмы, снятые в то время, вижу мебель, которую приходилось таскать. Особенно тяжело было на съемках «Собаки Баскервилей», потому что мы переставляли огромные деревянные шкафы. Я с наслаждением окунулся в этот мир кино. Мне повезло наблюдать за работой режиссера Алексея Германа над фильмом «Мой друг Иван Лапшин». Для этой ленты мы забирали из морга настоящие трупы. Обычно используют муляжи, но в этом случае режиссер добивался полной натуральности. Во время съемок я подружился с Павлом Кадочниковым и Александром Демьяненко. Я до сих пор с огромным теплом вспоминаю «Ленфильм». Это удивительное место, где к кино относились как к священнодействию. Все участники съемочного процесса жили в коммуналках, они были почти нищими, но при этом чувствовали себя причастными к чему-то великому.
Кстати, именно там я понял, что меня больше интересует документальное, а не игровое кино. И в 1982 г. устроился ассистентом оператора на студию документальных фильмов.
r: Вы - автор более 60 документальных фильмов на самые разные темы. Среди них есть ленты об известных деятелях культуры и искусства, в том числе "Лев Копелев", "Виктор Некрасов", "Владимир Войнович". Почему Вы решили снять политический фильм о Путине и его продвижении во власть?
В.Б.: Я всегда следил за политикой. Есть известный афоризм, авторство которого приписывают французскому писателю и политику Шарлю Монталамберу: «Если вы не занимаетесь политикой, то рано или поздно политика начнет заниматься вами». Было время, когда можно было спокойно заниматься проектами, связанными с культурными деятелями, философами, художниками, писателями. Но завинчивание гаек, которое стало заметным в середине 2000-х, и усиление цензуры привели к тому, что исчезли возможности заниматься любимым делом без лжи и угодничества властям. И после запрета ряда фильмов и программ я попал в стоп-листы многих телеканалов.
Если честно, еще два-три года назад, услышав предположение о том, что я буду снимать фильм о Владимире Путине, я бы удивился. Ведь как личность он меня никогда не интересовал. Но этот человек фактически выдавил меня из пространства, в котором я работал. И стало очевидным, что нынешний президент для России как раковая опухоль. Впрочем, Путин – не уникум, его место мог занять и кто-то другой. Его просто продвинули старшие товарищи, такие, как Березовский, Дьяченко, Чубайс, Волошин. Для них это был своеобразный преферанс: они сделали ставку на то, что Путин будет им обязан и его можно контролировать. Но все пошло наперекосяк.
r: И как Вы начали воплощать идею о съемках фильма?
В.Б.: Замысел обрел вполне конкретные очертания после прочтения материалов, собранных моими друзьями, российскими журналистами Анастасией Кириленко и Владимиром Иванидзе. Над сбором информации они работали несколько лет. Иванидзе в свое время был одним из лучших мастеров журналистских расследований в газетах «Ведомости» и «Коммерсант». Он обнародовал некоторые факты про Путина, после чего на него так надавили, что Иванидзе вынужден был покинуть Россию. Через некоторое время по той же причине уехала и экс-корреспондент «Радио «Свобода» Анастасия Кириленко. Оба сейчас живут во Франции. Ознакомившись с данными их расследования, я понял, что из этого получится сильный фильм - интересный, прежде всего, россиянам.
r: О Владимире Путине уже снимали разоблачающие фильмы и писали книги. Что нового о российском президенте можно узнать из Вашей ленты?
В.Б.: В принципе, большая часть информации, о которой идет речь в нашем фильме, доступна в открытых источниках. Но при этом данные отрывочны и не позволяют воссоздать полную картину событий, в результате которых Путин пришел к власти. Я в интервью часто говорю, что в фильме практически нет ничего нового, но это не так. В расследовании впервые звучит тезис о том, что Путин «рулил» деньгами КПСС. Иванидзе обнаружил это, исследуя документы банка «Россия». В этих делах был замешан управляющий делами ЦК КПСС Николай КРУЧИНА.
Корни современной коррупции растут из давней договоренности цеховиков с ментами и партией. Если коротко, то в советское время существовал нелегальный частный бизнес. Цеховики – это люди, которые подпольным образом выпускали дефицитные товары. Их покрывали работники ГБ, об их существовании прекрасно знали партийные деятели. Как мне рассказывали, была организована сходка, где определили правила игры. За разрешение на работу цеховиков обязали платить определенную сумму. Схему возглавляли советские воры в законе. Эта ситуация позволяла ментам, ГБ и партии иметь неподконтрольные деньги. При этом партийная элита всегда боролась с ГБ, и когда партийцев отстранили, то осталось одно ГБ со старыми криминальными связями. В 90-х появились возможности осваивать огромные деньги в законном поле.
Фильм «Хуизмистерпутин» начинается с расследования истории о продовольствии. В 1991 г. в Ленинграде сложилось тяжелое положение с продуктами питания, власти даже были вынуждены ввести карточки для жителей. Москва выделила северной столице значительные объемы высоколиквидного сырья (лес, нефтепродукты, алюминий), чтобы обменять его за рубежом на продовольствие. Лицензии для выполнения соответствующих бартерных операций подставным фирмам-однодневкам выдавал возглавляемый Путиным комитет по внешним связям. Товары были отправлены за границу, но продукты в Ленинград так и не поступили. Причастные к махинации люди присвоили миллионы долларов.
Кстати, случайных людей, которые после развала Союза прорвались в депутаты, быстро отсекали от денежных потоков. Все они были отстранены и скомпрометированы, как, например, Собчак.
r: Фильм уже посмотрели зрители в самых разных странах. Как люди реагируют на изложенные факты?
В.Б.: Критическая реакция на фильм абсолютно предсказуема. В России пока избрали тактику замалчивания. Сделать вид, что фильма не было - сложно, но главный посыл российского информпространства такой: «Смотреть не нужно - фуфло». По содержательной части мой фильм никто не может опровергнуть. Каждое сказанное в нем слово подтверждено документами.
r: Вас считают российским режиссером. Но в конце фильма внимательные зрители замечают украинский копирайт…
В.Б.: Недавно я получил украинское гражданство и очень горжусь этим. Копирайт в конце действительно украинский, то есть произведен фильм в Украине.
r: Кстати, планируется ли перевод фильма на другие языки?
В.Б.: Конечно, этот фильм просто необходимо перевести на разные языки для жителей стран Европы. Задача моего фильма – объяснить европейцам, с кем они имеют дело, кому они рукоплещут и кого приглашают на переговоры. В финальном эпизоде фильма Путину аплодируют звезды Голливуда, Моника Белуччи, Жерар Депардье, Венсан Кассель, Ален Делон. Понятно, что он выписывает их себе за деньги. Поэтому пусть посмотрят, кому они аплодируют и с кем не брезгуют пить.
r: Не страшно Вам было браться за такую тему?
В.Б.: Нет. В процессе монтажа я кайфовал. Обычно продюсеры и спонсоры указывают, как снимать, какие материалы использовать. Этот фильм – мой проект и моя ответственность от начала и до конца. Правда, до выхода фильма приходилось соблюдать осторожность – если бы информация о нем просочилась, то с большой долей вероятности он бы не вышел.
r: Возможно, что-либо заслуживающее внимания не вошло в фильм?
В.Б.: Некоторые интервью я не включил в картину, чтобы не навредить людям, доверившимся мне, поскольку они живут в России. Думаю, что, рассказывая о деятельности Путина в 90-е годы, они не до конца осознавали, как я могу использовать эту информацию. Сначала некоторые спикеры соглашались на интервью, но затем, узнав, как именно будут использованы рассказанные истории, отзывали свое согласие. Особо большого ущерба их решение фильму не принесло. Просто выпали дополнительные интересные подробности.
r: В фильме показаны события и раскрыты схемы, которые помогли Путину прийти во власть. А нет ли у Вас желания снять продолжение про период его президентства?
В.Б.: Этим пусть занимаются другие люди. Начинать придется с ликвидации Собчака и взрывов домов. Опять же события в Беслане, чеченские войны, убийства Немцова и Старовойтовой – трагедии, виновник которых пока не наказан. Главное – чтобы люди занимались расследованиями. Собранные факты станут видеоматериалом к Гаагскому трибуналу. Я своим фильмом хотел показать, что не нужно бояться. Потому что именно на страхе сейчас построена Россия. И я хочу, чтобы россияне начали его преодолевать. Это очень русская история, как у Чуковского – таракана все боялись, а пришел воробушек, чирикнул - и его склевал...