ВС 04 марта 2013 в 10:30
Один очень умный человек по фамилии Паскаль как-то сказал: «Человек есть мыслящий тростник». Паскаль не имел в виду, что мы зеленые и стоим в болоте на одной ноге, вовсе нет. Паскаль имел в виду, что человек – это обычное органическое существо, но зачем-то наделенное разумом. Из этого утверждения великий математик сделал много интересных выводов, которые в общем и целом сводятся к тому, что уметь мыслить – это круто. Но мы бы хотели добавить: не всегда. Есть ситуации, в которых куда приятнее быть тростником, червяком, вирусом насморка – да кем угодно, лишь бы проклятое бремя сознания не копошилось у тебя внутри.
Мы составили список из вещей, о которых лучше не думать вообще никогда, потому что ничего хорошего из этого все равно не получится.
1. О бесконечности Вселенной
Что начинается там, где кончается все? И как может все вообще не кончаться? И не надо про вращающиеся спирали, ленты Мёбиуса и бутылки Клейна! Клеили мы эти ленты и разглядывали бутылки. Во-первых, они совершенно не похожи на Вселенную, а во-вторых, они все равно находятся где-то. Например, на столе. Или на десктопе. А где находится скрученная лента Вселенной? Нет, если ты не прошел специальный курс дрессировки на физическом факультете, такие размышления будут очень неполезны. Во всяком случае для тех, кто твердо намерен встретить завтрашний день в здравом уме и твердой памяти.
2. О том, что транснациональные корпорации сплели всепланетный заговор
Склонность к теориям заговора называется «конспиративистским менталитетом». Ей посвящено немало антропологических и философских трудов (самым известным из них, пожалуй, является исследование Джорджа Энтина «Теория заговоров и конспиративистский менталитет»). И все исследователи сходятся в одном: склонность объяснять любые исторические и политические события хитроумными тайными действиями небольшой группы злодеев присуща «людям с ограниченным интеллектом и образованием, неспособным ни воспринять научную картину мира, ни осознать сложнейшую мозаику современного социума».
3. О том, что все умрут
В течение тысячи с лишним лет христианская культура была основана на ежедневных размышлениях о смерти. Храмы расписывались пляшущими скелетами, благочестивые дамы носили на груди серебряные мертвые головы с рубиновыми глазницами, а большая часть церковных проповедей сводилась к тому, что все вы, сволочи, сдохнете, да так вам и надо. Й. Хёйзинга, крупнейший исследователь Средневековья и Возрождения, называл период с VII по XVII век «всеобщей макабрической истерией». Учитывая, что большая часть населения еще и искренне верила, что после смерти людей ожидает адский котел на несколько миллионов лет минимум, градус оптимизма в обществе зашкаливал до запредельных высот. Простая мысль, что неизбежная смерть вовсе не повод отказывать себе в радостях жизни, забредала лишь в отдельные головы отъявленных вольнодумцев, которые и сумели как-то протащить в эту юдоль скорби сперва Возрождение, потом Просвещение, а потом – технологический, экономический и социальный прогресс. И даже смерти вокруг стало как-то поменьше. Хотя постоянные размышления о неизбежности своего конца и, что намного ужаснее, смерти близких людей и сейчас способны вогнать в тяжелейшую депрессию даже вполне здравомыслящего человека. Да, мы смертны, но это не повод руинировать свою жизнь и психику уже сейчас, пока все живы и здоровы.
4. О сексуальных способностях бывших партнеров твоей девушки
Полтораста лет назад было написано немало произведений, в которых описывались душевные терзания героев, по тем или иным причинам связанные с порочными женщинами (под порочными в те времена могли подразумеваться даже девственницы, написавшие пару слишком добросердечных писем собственному кузену). И страдали же по-настоящему, без дураков! Как можно жить спокойно, когда ты знаешь, что твоя Зиночка двадцать лет назад целовалась с драгуном на веранде?! Нравы слегка упростились, и выяснилось, что очень даже можно. Вообще, умение страдать и ревность – чувства, прекрасно поддающиеся культивации. Если ты считаешь, что их в твоей жизни маловато, можешь как следует пофантазировать на тему того, как именно, с какими стонами и в каких позах твоя девушка отдавалась своим бывшим.
5. О том, что стоит сделать один шаг с балкона – и всё
В свое время мы уже писали о бесе противоречия – эволюционном механизме, который иногда заставляет нас кидаться навстречу опасности, даже если ничего глупее и придумать нельзя. Такие позывы шагнуть в бездну, врезаться в столб или прыгнуть под поезд нужно немедленно и жестко гасить, сколь бы приятно-возбуждающими ни были сопутствующие им переживания.
6. О том, что тебя никто не любит по-настоящему
Да, конечно, им всем от тебя чего-то надо. Денег, ласки, секса, идей, шуток, кошачьего корма, приятного общества, выполнения сыновнего долга… Никто не любит тебя просто так, просто за то, что ты есть! Эти пораженческие мысли чаще свойственны женщинам, но и мы иногда обнаруживаем себя сидящими на островке уныния, окруженном хищными акулами, выдающими себя за твоих родных и близких. И, что самое грустное, мы правы. Отними у тебя твой мощный ум, твою нечеловеческую красоту, деловую хватку, сильное тело, чувство юмора, умение проходить любой уровень «Растения против зомби» – и то, что после этого от тебя останется, не понравилось бы даже тебе самому. Так что лучше вообще никогда не задумываться об истинных причинах всенародной любви к тебе.
7. О том, что у тебя наверняка рак
Мнение о том, что онкологические заболевания можно «надумать», постоянно размышляя о них, относится к мифам. Зато разжиться качественным конституциональным неврозом под названием «ипохондрия» может и вполне уравновешенный человек, который слишком часто ползает по медицинским форумам, выискивая себе разнообразные симптомы. Вот что советует академик РАМН, член Президиума Российского общества психиатров Анатолий Смулевич: «Если есть тревожность относительно собственного состояния здоровья, пройдите диспансеризацию, обследование. Это лучше, чем продолжать беспокоиться, но из страха или из-за отсутствия времени так и не обращаться к врачу, – невроз может усилиться. Если же после обследования, которое не нашло у вас заболевания, вы все еще чувствуете тревогу, я бы порекомендовал обратиться к невропатологу. Небольшие дозы легкого транквилизатора обычно помогают решить проблему, если мы не берем действительно тяжелые случаи».
8. О том, что ни в коем случае нельзя шевелиться (если на самом деле нельзя шевелиться)
Биогенное соединение, называемое «гистамин» и способное вызывать зуд разной степени интенсивности, обычно находится в организме в неактивном, связанном состоянии. А «развязаться» гистамин способен вследствие самых разных факторов, одним из которых является нервное возбуждение. Поэтому часто так хочется почесать нос, щеку, ногу и вообще всего себя с головы до ног в том момент, когда нужно затаиться и сидеть тихо-тихо.
9. О том, что у тебя болит голова, хотя на самом деле она почти не болит
Чтобы понять, болит у тебя на самом деле голова или нет, ты невольно вспоминаешь свои ощущения в тот момент, когда она действительно болела. И такое воспоминание само по себе способно стать причиной головной боли. Об этом нам сообщает «Британский медицинский журнал BMJ» (2007).
10. О том, что люди – идиоты
Послушаешь, бывало, новости, посмотришь пару телепередач, почитаешь форумы – и ужас перед глупостью современников начинает ласково перебирать шерстинки на твоем хребте. Презрение к человечеству – симптом старый, почтенный, им страдали и Юлий Цезарь, и Эразм Роттердамский, и Байрон. Но если ты не собираешься писать гениальные стихи и трактаты о низменности человеческой натуры, тогда не культивируй в себе это чувство. Тебе еще летать на самолетах, сделанных этими тупыми обезьянами, принимать лекарства, синтезированные этими бездарями, и водить машину по улицам, кишащим безнадежными психами, причем у каждого из них в руках руль, а под ногой педаль газа. Жить без доверия и уважения к человеку вообще и окружающим тебя людям в частности – очень, очень некомфортно.