"Мыльная" кухня: как менялась мода на сериалы за 20 лет

Дайджест 02 октября 2011 в 08:00
Пореченкова в агенты выбрали женщины, а фарс с Заворотнюк провалился — зрители не поняли юмора
Ни одна эфирная сетка сегодня не обходится без сериалов, причем на любой вкус и возраст. Мы решили разобраться, как менялась сериальная мода за последние 20 лет, по какому принципу каналы выбирают, что нам смотреть, и как на самом деле производят «мыло».
Отбором сериалов занимаются генпродюсеры или программные директора каналов. По словам Ирины Курчаковой — программного директора канала «Украина», для более полной уверенности в грядущем успехе сценарий потенциального сериала тестируют на зрительских фокус-группах и «прогоняют» через профессиональных телекритиков. Лишь после этого дается зеленый свет съемочному процессу.
«Но нельзя забывать, что хороший сериал — тот, который не надуман, — говорит Курчакова. — Он должен быть реалистичным, жизненным, даже если это сериал о летающих тарелках». По словам программного директора «1+1» Виктории Шульженко, есть несколько способов заинтересовать канал, чтобы он поставил сериал в эфирную сетку: «Первый: нам приносят синопсис, в котором прописан сюжет и его основные перипетии. Второй, более редкий: снимают пилотную серию и предлагают нам ее посмотреть. И третий: снимают весь сериал, который потом и предлагают каналам, как это было с «Интернами». При этом любой сериал производится с конкретным «прицелом». Так, «Ранетки» и «Кадетство» запускались, чтобы омолодить аудиторию. Если предпочтительнее взрослая аудитория, которая привлекательнее и для рекламодателя, то в эфир запускают проекты по типу «Маргоши» и «Ворониных».
Определить, принял зритель сериал или нет, помогают его рейтинги. К примеру, одну серию «Глухарь. Возвращение» в среднем смотрело 6,5 млн. жителей Украины, «Райские яблочки. Жизнь продолжается» — 9,9 млн., «Маргоши» — 9,23 млн., «Интернов» — 5,48 млн.
Средства, вложенные в производство сериала, канал «отбивает» через рекламу. При этом более дорогие рекламные блоки в тех сериалах, которые показывают в прайм-тайм (с 18.00 до 00.00 в будни, в выходные — с 15.00 до 01.00). Но фишка успешных сериалов еще и в том, что в копилку их окупаемости идут и те передачи с рекламой, что следуют сразу за сериалом. Так как после рейтингового сериала зритель не сразу переключает канал и продолжает смотреть его дальше. В основном производство сериалов — дело прибыльное. К примеру, сезон (в 24 серии) «Улиц разбитых фонарей» обошелся его создателям в $600 тыс. (по $25 тыс. за серию). За него они выручили $1 млн — то есть прибыль составила $400 тыс.
При этом от провалов все равно никто не застрахован. Пример — сериал «Аманда О» с мегапопулярной после «Моей прекрасной няни» Анастасией Заворотнюк. Сериал сняли с эфира, показав лишь пять серий. Как объяснили на канале СТС, создавшем «Аманду»: «Этот сериал был сделан в жанре фарса и, видимо, зрителю оказался не близок, он его не понял». Впрочем, существует еще одно мнение — зрителя перекормили Заворотнюк. При всем при этом оба сериала — «Моя прекрасная няня» и «Аманда О» влетели создателям в равные суммы: одна серия обходилась в среднем в $110—130 тыс.
1995—1999: СНИМАЛИ ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРО МЕНТОВ


До 1995 года на отечественном телевидении многосерийное мыло не «варили» — для этого банально не хватало средств. Смотрели в основном продукцию Бразилии, Аргентины: «Богатые тоже плачут», «Дикая Роза». Пионером сериального движения в СНГ стали «Петербургские тайны», снятые в историческом жанре (48 серий показали в 1995 году, а в 1998-м досняли еще 12) с Николаем Караченцовым и Еленой Яковлевой в главных ролях.
В 1997—1998 годах по-настоящему взорвали эфир «Королева Марго» (18 серий) и «Графиня де Монсоро» (26 серий). Наблюдая, как католики жизнерадостно режут гугенотов во время Варфоломеевской ночи, как актеры (Дмитрий Харатьян, Дмитрий Певцов, Михаил Боярский) эффектно дерутся на шпагах, соблазняют декольтированно-корсетных женщин, расхаживают в камзолах и трясут перьями на шляпах, зритель банально забывал, что ему уже три месяца как не выдавали зарплату, а в холодильнике — шаром покати. Кстати, многие актеры, принявшие участие в этих сериалах, долгое время вообще нигде не играли (тот же Певцов до «Королевы» не снимался три года, да и Александр Домогаров не был избалован ролями) и, «дорвавшись» до экрана, буквально упивались своими ролями.
В 1998—1999 годах — после исторических сериалов — стали активно сниматься «ментовские» саги. Людям элементарно не хватало героев. Более того, наученный горьким жизненным опытом народ вообще перестал верить во что-то доброе-светлое. Потому-то так удачно и выстрелило «мыло», повествующее о простых операх, верных присяге. Которые, несмотря на унизительные оклады, умудрялись «служить и защищать». А защиты простому люду, уставшему от вседозволенности криминальных авторитетов и сильных мира сего ох как не хватало! Ментовскую категорию «распечатали» «Улицы разбитых фонарей» (245 серий). Это — первый отечественный сериал, где опера походили на живых людей (много пили, курили, матерились, страдали). Актеры — Алексей Нилов, Сергей Селин и Александр Лыков — мгновенно обрели статус народных любимцев.
В 1999-м следующей «ласточкой» стала «Каменская» (72 серии), снятая по произведениям самой тиражной российской детективщицы Александры Марининой. Сериал оказался настолько успешным, что Елена Яковлева (сыграла оперативника Каменскую) этой ролью смогла перебить свою другую хитовую роль — проститутку Таню из «Интердевочки». В том же году вышел и «Агент национальной безопасности» (62 серии) — актера на роль русского спецагента Лехи Николаева выбирали... женщины. Именно они решили, что лучшего претендента на эту роль, чем тогда еще никому не известный Михаил Пореченков, просто не найти.
2000—2011: О БАНДИТАХ, ВРАЧАХ, СЕМЬЯХ И МИСТИКЕ

В 2000-х на смену людям в погонах пришли их заклятые враги — бандюки. Тогда мы увидели «Бандитский Петербург» (90 серий) и «День рождения Буржуя» (сериал не совсем о бандюках, но разборки за бизнес там были крутыми). Вершиной этого жанра стала «Бригада» (15 серий), вышедшая на экраны в 2002-м. Видимо, народ уже успел подзабыть, какой беспредел творился в 90-х, и воспылал любовью к блатной романтике.
Со временем интерес к сагам про братков и про ментов выровнялся, и сейчас рейтинги у героев обеих баррикад одинаковые. «Убойную силу» (58 серий), «Марш Турецкого» (52 серии), «Участок» (12 серий) и «Глухаря» (96 серий) народ смотрел не хуже, чем «Бригаду».

Но на телеканалах смекнули: зритель от крови и насилия может устать. Потому разбавили эфир семейными сериалами, которые способны собрать у экранов представителей как слабого пола, так и сильного (до этого сериалы делались по принципу: мужикам — стрелялки, бабам — про любовь). В общем, сериалы-унисекс: «Моя прекрасная няня» (173 серии), «Солдаты» (2004 год — 540 серий).

В 2005-м на арену вышла очкастенькая Катя Пушкарева из «Не родись красивой» (200 серий). Сериал стал популярным, потому что впервые в главной роли была актриса, чья внешность далека от общепринятых канонов красоты. Вся страна с замиранием сердца ждала финальной серии, чтобы увидеть, как Пушкарева «станет красивой»... Ну а дальше — дело техники: в 2006-м — «Счастливы вместе» (374 серии), в 2007-м — «Папины дочки» (330 серий), в 2009-м — «Маргоша» (240 серий) и «Воронины» (100 серий), в 2010-м — «Маруся» (на данный момент отснято 170 серий, запланировано еще 85).

Большинство перечисленных сериалов относятся к жанру ситком, а та же «Маруся» — это сага (целостная история о герое, который по пути к успеху вынужден пройти сквозь множество испытаний). Спрос на такой жанр постоянен: людям приятно видеть простых победителей.
С 2008-го эфир стали заполнять герои в белых халатах, появление которых после всемирного успеха «Доктора Хауса» было лишь вопросом времени. Пробой пера стала «Общая терапия» (12 серий). В 2010-м на телезрителей «свалили» сразу два врачебных сериала: «Доктор Тырса» (24 серии) и «Интерны» (на данный момент снято уже 100 серий). Успех ждал лишь творение Ивана Охлобыстина (зрителю пришелся по вкусу юмор создателей сериала: «У вашего мужа опять сотрясение мозга, точнее — сотрясение вакуума. Устал я коллайдер ему бинтовать»).
Еще одна примета 2008-го — сериалы о подростках: «Ранетки» (220 серий), «Кадетство» (160 серий), «Универ» (155 серий), «Зайцев+1» (24 серии). Телевизионщики прекрасно понимали, что старшую аудиторию они уже «подмяли» под себя разной бандито-ментовско-любовной продукцией. А вот разношерстная молодежь (численность которой весьма велика) оставалась ни с чем. Вот и наштамповали.

Кстати, благодаря «Кадетству» количество желающих поступить в военное училище выросло чуть ли не втрое. Ну а самый одиозный подростковый проект вышел в 2010 году: сериал Валерии Гай Германики «Школа». В нем ученики квасили друг другу лица в кровь, матерились, «опускали» учителей и одноклассников. Сериал вызвал массу критики и восхвалений, мол, «наконец-то показали жизнь школы без прикрас».
Что касается новых сериальных проектов, то телепродюсеры предрекают успех двум направлениям: мистическому и «социальному» (о простом народе). В первом направлении работа уже кипит: весной вышли пилотные серии «Закрытой школы» на канале СТС (ученики школы, расположенной в старинной усадьбе в лесу, рассказывают друг другу страшные легенды о существах из потустороннего мира и бесследно пропадающих людях).


В ближайшее время ожидаем сагу о вампирах; как раз сейчас снимается сериал «Сплит» — о войне кровопийц и людей (по заказу канала ТЕТ). По мнению критиков, появится еще несколько мистических сериалов — слишком уж большую прибыль принесли подобные проекты на Западе, например «Сумерки». Запускаются сериалы и о людях, живущих за чертой бедности — пример — «Бесстыжие» (про неблагополучную семью, в которой отец — алкаш и дети вынуждены заботиться о себе сами). «Просто народ уже не удивишь тем, с какого золота и какую икру едят ВИПы. Форматы стали более реалистичными, и зацепить зрителя можно только искренними интонациями», — считает гендиректор «1+1» Александр Ткаченко.
СЕРИАЛЬНЫЕ «КРЮЧКИ», ИЛИ КАК КЛЕПАЮТ МНОГОСЕРИЙКИ
Существует два типа сериалов: вертикальный (каждая серия — это отдельная, завершенная история, по типу «Каменской», «Интернов») и горизонтальный (с единым сюжетом, перетекающим из серии в серию, по типу «Бригады», «Маруси»). В вертикальных главное «зацепить» интересной историей, чтобы у зрителя возникло желание посмотреть следующую серию. А в горизонтальном сценаристы советуют в конце каждой серии ставить «крючок» — новое событие или персонажа, которому еще предстоит раскрыться. Но не обрывать на полуслове, как это было в бразильском мыле — это раздражает. И так в конце каждой серии, но как минимум,раз в неделю (ведь сериалы, как правило, крутят с понедельника по пятницу) усиливать «крючки». Например, кого-то убить или заставить главного героя изменить жене. Но не терять главную линию, которая должна быть «эмоционально насыщенной», перетекая от плохого к хорошему и наоборот (такая «волна» должна подниматься и ниспадать каждые две серии).
Важно развивать и второстепенных персонажей, которые бы пересекались с главными — дружили, влюблялись, конфликтовали... Кстати, сценаристы, начиная работать над сериалом, не всегда знают финал своего детища и уже на ходу придумывают его или добавляют в некоторые сцены «соль», если видят, что падает рейтинг. А бывает, даже внепланово разъясняют зрителю сюжетный поворот. К примеру, когда в «Бригаде» один из героев предал своих друзей, то этот поступок вызвал шквал негодования у зрителя, который не понял этой «подставы». Специально для них, в следующую серию была вставлена «разъяснительная» сцена.
На съемках многосерийного «мыла» обычно работает 2—3 группы (примерно 70 человек): одна основная и две вспомогательные. Основная — работает, как правило, в декорациях, в павильонах. Вспомогательные — выезжают на съемки натурные. Если действие происходит в одних локациях, как это бывает в ситкомах («Счастливы вместе»), то за неделю можно сделать 3—4 серии. А чтобы снять более сложный сериал, как например, «Бесстыжие» (скоро увидим на «1+1»), то на 20 серий отпущено 130 дней.
Что касается текстового наполнения серий, то как рассказала сценарист «Сестер по крови» Марина Медникова, объем сериала в 60, 100 и больше серий одному человеку вытащить не по силам: «Потому обычно над сериалом работает целая творческая группа, в состав которой входит главный автор, контролирующий основную идею и энное количество сценаристов. Те, в свою очередь, получают на руки так называемые биты (краткое описание серии. — Авт.) и расписывают их во всех подробностях».
СЕРИАЛЫ И АКТЕРЫ В ЦЕНАХ
Как рассказал нам гендиректор НТКУ Егор Бенкендорф, съемки сериалов экономкласса (недорогие актеры и минимум декораций) по типу «Ласточкиного гнезда» обходятся в $150 000 (по $15 000 за серию). Серия долгоиграющего «мыла» (от 60 серий) классом повыше (актеры с именем, больше локаций) — по типу «Кадетства» — в среднем в $50—70 тыс. Серия «мыла» премиум-класса (дорогие актеры, звезды в эпизодах) — «Не родись красивой» и «Моя прекрасная няня» — в $110—130 тыс. На серию «Бригады» не пожалели и $300 тыс. (всего — 15 серий). А самой дорогой оказалась «Ликвидация» — $715 тыс. (из-за обилия пиротехники, костюмов, ретромашин).
Что касается сериальных актеров, то сегодня начинающие артисты получают $700—800 за съемочный день. К примеру, Елена Корикова за «Бедную Настю» получала всего $500, что не помешало ей за весь сериал заработать более $100 тыс. Актеры с именем получают от $2000 до $5000. Как рассказала нам Лариса Лужина, ее гонорары за съемки в «Марусе» были четырехзначными, и на них она «наконец-то достроила дачу». Гранды (Сергей Безруков, Константин Хабенский) зарабатывают за съемочный день в пределах $10 тыс. (столько же и за съемки в большом кино). По слухам, уже столько же запрашивает и Иван Охлобыстин. Хотя по сравнению с иностранцами наши получают копейки. Хью Лори за день съемок в «Докторе Хаусе» выписывают чек в $150 тыс.

http://www.segodnya.ua/


0
Комментариев
0
Просмотров
864
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.