Пока Украина в основном поставляет в Евросоюз сырье и продукты, бизнесмен из Липовой Долины Сумской области Анатолий КОБЗАРЕНКО строит в Польше с нуля полноценный завод для производства сельскохозяйственной техники - «Kobzarenko Sp. z.o.o.».
О том, для чего ему инвестиции в страну, входящую в Евросоюз, о разнице между организацией производства в Украине и за границей мы говорили с его сыном, директором строящегося польского завода Дмитрием КОБЗАРЕНКО. В это время Анатолий Кобзаренко находился на очередной выставке сельскохозяйственной техники в Польше (AgroShow Беднары).
r (или ВС соответсвенно): Почему вы решили открыть завод в Польше?
Дмитрий Кобзаренко: Дело в том, что сейчас у нас множество клиентов в странах ЕС. Для доставки продукции из Сумской области в Европу очень длинное логистическое «плечо», высокие транспортные затраты, простой транспорта на границе плюс задержки с оформлением на таможне. Проще товар для европейских клиентов производить именно в странах ЕС. Фактически мы строим компактный вариант предприятия - копию производства в Украине. В основном цехе площадью 5 тыс. кв. м расположатся сварочный, покрасочный, токарный и другие участки.
Оно строится в г. Белхатув, центре гмины, недалеко от Лодзи. Место для строительства выбрано не случайно – рядом находятся несколько логистических центров, один из которых принадлежит известной фирме Amazon. Поэтому оттуда будет удобно доставлять клиентам продукцию по всей Европе. Также в случае доставки из Польши нет никаких проблем с таможенным оформлением, отсутствует двойной таможенный тариф, который необходимо платить при ввозе и при вывозе оборудования. Соответственно, ниже накладные расходы и стоимость нашей продукции. Ещё одна причина - в Европе очень низкие ставки кредитования производителя и низкие ставки на лизинг техники.
r: Какова разница между подобными ставками в Евросоюзе и в Украине?
Д.К.: Она более чем очевидна. В Украине сейчас кредиты можно получить под 18% годовых под залог имущества сроком не более чем на 1 год. В Польше – 5% годовых в евро без залога сроком на 5 лет. Лизинг техники в Украине обойдётся в 30% предоплаты стоимости техники и 25 % годовых на срок четыре года. В Европе же 10% - предоплата стоимости техники, 5,25% годовых на такой же четырёхлетний срок. Мы считали: по этой программе техника в лизинг в Европе дорожает за четыре года на 21%, а в Украине – не меньше чем на 75%. Разница очевидна.
r: Когда вы начинали строительство, планировали ли участвовать в каких-либо программах стимулирования производства, действующих в Евросоюзе?
Д.К.: Безусловно, наши расчёты перед строительством предприятия базировались на программе частичной компенсации стоимости предприятия в случае выпуска предприятием инновационной продукции. Прежде всего мы планируем производить на заводе погрузчик вагонов «Ковчег», разгрузчик вагонов РВМ-180, которые не производятся в ЕС, да и вообще где-либо. Секрет прост: сыпучие продукты – зерно, цемент и другие - можно загружать и разгружать в вагоны только на элеваторах стационарных железнодорожных станциях. Это недёшево, капиталоёмко, необходимы специальная площадка, отдельные разрешения. С нашей машиной ничего это не нужно: грузовик может подъехать к железной дороге прямо в поле, загрузиться или разгрузиться и ехать по назначению - дешевле и удобнее. В Польше спрос на эти машины сейчас очень высок. Также будем выпускать растворный узел для ёмкостей, который на 30% увеличивает продуктивность опрыскивателей с удобрениями, сокращает время на заправку. Ещё один вид инновационной продукции - тюковоз на роликах, который мы специально сконструировали для европейских клиентов. Кроме этого, мы планируем производить на этом заводе нашу основную продукцию – перегрузчики зерна, сдвижные прицепы «Атлант» и паковщик силоса. Спрос на них в ЕС также высок, рассчитываем на его постепенный рост. На польскую фирму у нас оформлено шесть «мерседесов»–тягачей, которые доставляют продукцию из Украины в Европу и на обратном пути везут сюда часть комплектующих, которые мы закупаем в ЕС, – оси, части гидравлических систем, редуктора и другие.
r: Кстати, какова доля европейских комплектующих в вашем оборудовании?
Д.К.: Примерно 40%. Кроме осей, гидравлики, редукторов, мы вынуждены закупать в Европе шины для нашего оборудования, так как, к сожалению, в Украине производство шин для сельскохозяйственного оборудования прекращено – предприятие «Днипрошина», у которого мы их покупали ранее, закрылось. Предприятие «Росава» также прекратило выпуск подобной продукции.
r: Сколько вы вкладываете в предприятие и сколько надеетесь вернуть в качестве компенсации?
Д.К.: Мы инвестируем в строительство польского предприятия 5 млн евро и в соответствии с программой компенсации Евросоюза, которая предусматривает возврат 40% стоимости станочного оборудования и 50% - стоимости производственных помещений. Таким образом, надеемся вернуть примерно половину инвестиций, т.е. 2, 5 млн евро.
r: Вы можете конкурировать с европейским производителями аналогичного сельскохозяйственного оборудования за счёт иновационности, новизны предлагаемой вами техникой или за счёт более низкой цены?
Д.К.: Конкурируем по обоим показателям. Европейские производители имеют массовое производство техники, поэтому они не особенно охотно берутся за производство чего-то нового. Мы же заполняем эту нишу, выставляя в год по пять новых образцов техники. Сейчас цена у нас тоже ниже, чем большинства европейских производителей. Но цена продукции, которую планируем производить на предприятии в Польше, будет уже выше, поскольку там по закону уровень зарплаты работающих, соответственно, выше, чем в Украине. Со временем наберём рабочих на месте, скорее всего, среди них буду и украинцы, выехавшие в Польшу на заработки.
r: Клиенты из каких европейских стран приобретают в вас продукцию?
Д.К.: Клиентов из Европы довольно много они есть в Германии, Франции, Испании, Италии, Швеции, Швейцарии, Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве, Хорватии, Словении, Венгрии, Румынии и Болгарии. Работаем через дилеров, поэтому сейчас ищем дилера в Дании.
r: Когда вы планируете запустить завод в Польше?
Д.К.: С учётом темпов строительства предварительный срок запуска в действие предприятия – октябрь- ноябрь 2019 года.
r: Кто будет работать на этом предприятии? Планируете ли вы привлекать рабочих из Украины или будете набирать персонал из местных?
Д.К.: На начальном периоде работы предприятия планируем, что на нем будут работать вахтовым методом наши рабочие из Украины, соответственно, получая более высокую, европейскую зарплату. Доставлять их будем нашим автобусом.
r: Не может ли случиться так, что со временем вы примете решение свернуть производство здесь, на Сумщине, и полностью перевезти его в Польшу?
Д.К.: Нет, ничего подобного мы не планируем. Площади предприятия в Липовой Долине в 5 раз больше, чем завод, который мы строим в Польше. Также уже сейчас открыт филиал завода в г. Ромны, на котором будут работать 100 человек. У нас множество клиентов в Украине и странах СНГ, в том числе в Казахстане, так что сворачивать здесь предприятие нелогично.
r: Сейчас в Украине многие известные предприятия становятся банкротами и закрываются, а вот у вас ситуация абсолютно противоположная - в таких же условиях ваше предприятие стремительно развивается. Почему у вас получилось?
Д.К.: Составляющих несколько. Прежде всего, мы практически всю прибыль вкладываем в расширение и обновление производства. Ни у Анатолия Кобзаренко, ни у фирмы нет личного самолёта, ни яхт, ни супердорогих автомобилей или дворцов в тысячи квадратных метров за рубежом. Мы также постоянно анализируем рынок и потребности клиентов – именно так появились разгрузчики и загрузчики вагонов, заказов на которые у нас сейчас до конца года. У нас своё конструкторское бюро, которое вместе с директором фирмы решает все поставленные им задачи – много идей предложил именно он. Безусловно, влияет и то обстоятельство, что фирма принадлежит одному человеку – Анатолию Кобзаренко, именно он принимает все решения. Ведь часто в Украине предприятия терпят крах из-за конфликта акционеров, которые не могут договориться.
Начать с малого
«Завод Кобзаренко» основан в 1993 г. как украинские-немецкое общество «Флигель». Первой продукцией предприятия стали тачки и тележки для приусадебного хозяйства, которые выпускались в приспособленном для этого личном гараже Анатолия Кобзаренко. В 2001 году завод перешёл к выпуску более сложной сельскохозяйственной техники - был открыт завод «Флигель» по ремонту и производству тракторных прицепов. В 2008 г. предприятие было переименован в «Завод Кобзаренко». Несмотря на экономический кризис последних лет, связанный с войной, завод динамично развивается: так в 2013 г. здесь работали 370 человек, а в середине 2018 г. – уже 800. На предприятии используются новейшие станки с ЧПУ для резки, гибки, точения, фрезерования и термообработки металла. В ближайшее время полноценно заработает филиал завода в Ромнах, где будут трудиться около 100 человек. Предприятие обеспечивает доставку рабочих к месту работы собственным транспортом. Средняя зарплата рабочих на заводе – 11 тыс. грн., что на 30% превышает уровень средней зарплаты в Украине. С 2012 по 2018 р. валовой оборот завода увеличился в 10 раз.
На сегодня завод является лидером в Украине по изготовлению тракторных прицепов, предлагая клиентам около 60 видов различного оборудования, в том числе уникального, которое не производит ни одна зарубежная фирма. Кроме того, предприятие является дилером нескольких европейских и канадских компаний и продаёт их продукцию в Украине. На сегодня «Завод Кобзаренко» экспортирует технику в 26 стран мира (почти половина из которых входят в Европейский союз) и осваивает рынки Ирана, Индии и США.
Валовой оборот «Завода Кобзаренко» в 2018 г. составит 1 млрд 100 млн грн.
Проект “Відкрита Європа” фінансується Європейським Союзом. Підтримку у реалізації проекту надає громадська організація “Інститут економічних досліджень та політичних консультацій” та "Європейська правда". Матеріали в рамках даного блоку підготовлені в рамках проекту “Просування реформ в регіони” за сприяння Європейського союзу (http://ec.europa.eu/europeaid). Зміст публікацій є виключно відповідальністю їх авторів та жодним чином не відображає точку зору Європейського союзу.