Былое и думы – ко дню открытия "Золотого чемодана"

I Всеукраинский театральный фестиваль в Сумах
Андрей Поляков 21 октября 2010 в 13:21
Слава сумских театров, воспоминания очевидцев и размышления специалистов
Слава сумских театров, воспоминания очевидцев и размышления специалистов

Накануне открытия I Всеукраинского театрального фестиваля "Золотой чемодан" хочется напомнить, что наш город в прошлом уже оказывался эпицентром современного театрального искусства. Театралы со стажем вспоминают, как впервые Всеукраинский фестиваль детских театров проходил в Сумах в 1983 г. Тогда о нём много писали и спорили. Прошли годы, и о том фестивале почти забыли. Сегодня выяснилось, что в Сумах не так уж и много людей, стоявших у его истоков. И всё-таки они есть, те, кто хорошо помнит удивительную творческую атмосферу, царившую в стенах Сумского ТЮЗа в 80-х гг. прошлого века.

Счастливая случайность
Главный режиссёр театра для детей и юношества или ТЮЗа, как его ласково называют сумчане, заслуженный деятель искусств Анатолий МАРТЮШОВ рассказал, что в 1983 г. Всеукраинский фестиваль ТЮЗов в Сумах оказался случайно: "В Харькове здание ТЮЗа сгорело, днепропетровский театр помещение арендовал, львовский закрыли на ремонт.

А наш театр был готов к приёму гостей. А уже после фестиваля главные режиссёры театров и заявили, что отныне его надо проводить только в Сумах. Свой вывод они аргументировали просто: в Украине нет лучшего театрального помещения - акустика зала идеальна. Но, главное, они были в восторге от нашей воспитанной публики".
Главный режиссёр Сумского ТЮЗа уточнил, что на всех спектаклях свободных мест в зале не было. Спектакли шли днём и вечером. На дневные представления приходили целыми школами. В вечернее время зал в основном заполняли студенты педагогического и политехнического институтов. "В то время я работал вторым режиссёром. Первым был Олег КОГУТ. Мы хорошо знали своих коллег из других городов - Харькова, Киева, Львова, Одессы, Днепропетровска и Запорожья. Вместе с нашим театром выступало семь ТЮЗов. Тогда все фестивали были государственными. Расходы по их проведению брало на себя Министерство культуры и тогда ещё не Союз театральных деятелей, а Украинское театральное общество. Они давали деньги театрам на дополнительные расходы", - рассказывает Анатолий Иванович.
По его словам, в состав жюри фестиваля тогда вошли представители министерства, ведущие театральные критики и народные артисты СССР. Из всей Украины приехали журналисты, пишущие на театральные темы. Театральные журналы для освещения фестиваля отводили по нескольку страниц. Всё освещалось очень подробно по каждому театральному дню, с разбором всех спектаклей. "Всего в Сумах было проведено три фестиваля. Это действительно были смотры ТЮЗов Украины. Режиссёры смотрели все спектакли. Каждый театр привозил по два спектакля для утреннего и вечернего показа. Интересный факт: на одном из фестивалей мы выставили спектакль "Золушку", в котором Владимир ХОРУНЖИЙ просто гениально сыграл роль мачехи. Просто гениально! Сначала он пытался говорить женским голосом, но я ему сказал: "Володя, не надо. Говори своим басом, своим грудным баритоном ". За лучшую женскую роль жюри отдало первое место именно ему", - улыбаесться Анатолий Мартюшов.
По его словам, три года назад реанимировать Всеукраинские фестивали попытался директор Донецкого ТЮЗа (спектакли проходят в г. Макеевке) Вячеслав СЛУХОЕНКО: "Прошло два фестиваля. В основном это фестивали детских спектаклей. Есть жюри. Мы возили детские спектакли "Аладдин" и "Дорога в Вифлеем". Возили и взрослые  - "Клетку" и "Куда идёшь?". На этих фестивалях сумской режиссёр Валерий МИКИТЕНКО дважды получил приз за лучшую режиссуру. Актриса Ирина ТАРНОВСКАЯ получила диплом за лучшее исполнение роли второго плана. Награды получили Валентин БУРЫЙ и Владимир ХОРУНЖИЙ. Все режиссёры ТЮЗов и члены жюри дважды обращались в Министерство культуры и туризма, просили возродить государственные фестивали, которые можно было бы проводить по разным ТЮЗам. Но реакции никакой не последовало".





Необходим, как воздух
В рамках проведения театрального фестиваля "Золотой чемодан" создана экспертная группа, в которую вошёл и заслуженный артист Украины Владимир Хорунжий.

По его мнению, проводить фестивали просто необходимо: "В город не так часто приезжают нормальные гастрольные коллективы. Всё, что приезжает, эти антрепризы, это не то. Это сборные команды, зарабатывающие деньги. А на фестивали приезжают за другим - показывать своё творчество. Актёры должны учиться друг у друга, т.к. приезжают театры из разных городов, с разной эстетикой, что должно сильно повлиять на наши театры, и в первую очередь на молодёжь".
По словам Владимира Хорунжего, сумской ТЮЗ во времена Советского Союза очень часто гастролировал по Украине, бывал в России и за границей, а в гости к сумчанам приезжал даже лондонский муниципальный театр. "А вот новое поколение, которое пришло в театр, практически нигде не было и ничего не видело. Поэтому фестиваль необходим, как воздух. И для города это необходимо, т.к. театры предпочитают гастролировать по крупным городам-миллионерам, таким, как Харьков. Но если взять историю Сум, то видно, что и до революции 1917 г., и после неё город был очень театральным. Было много гастролёров. А в последнее время мы имеем честь лицезреть лишь забредших товарищей, которые приезжают сюда для заработка", - считает актёр.
Владимир Хорунжий уверен, что со временем театральный фестиваль "Золотой чемодан" перерастёт в международный. Но для этого городские и областные власти должны проявить свою волю.
Ведущий актёр театра заявил, что в прошлом сумские фестивали были настолько популярны, что в Украине не было ни одного ТЮЗа, который бы не принял в них участия. "В 1986 г. фестиваль ТЮЗов практически распался. Это стало большой трагедией не только для нашего города, но, я думаю, и для всей Украины. Сначала не приехал один театр, потом другой. Нам пришлось латать дыры, т.к. мы были организаторами. Но денег не хватало. Поэтому за идею проводить в Сумах "Золотой чемодан", должны схватится все. Мы не должны упустить этот шанс".  




МНЕНИЯ

Все флаги - в гости к нам
Игорь КАСЬЯНЕНКО,
поэт, член организационного комитета I Всеукраинского театрального фестиваля "Золотой чемодан" считает, что Сумы имеют все основания стать эпицентром театральной жизни, т.к. в прошлом здесь не раз проводили подобные фестивали: "Это было чудесное время, а потом для театров настали смутные времена - их перевели на жесткие коммерческие рельсы, и в Сумы перестали приезжать хорошие театры. Я не говорю, что вообще не ездят. Ездят. Был замечательный спектакль "Любовники" САВИНОВА, и БЕНЮК привозит замечательные спектакли, и другие режиссеры. Но как правило приезжает московская антреприза - звёзды из телевизора в поезде разучивают роли, причём не одну. Берут какое-нибудь известное произведение, например, "Мастер и Маргарита", и "рубят капусту" на провинции".

Поэт убеждён, что подобное отношение к театральному искусству наносит ему определённый вред. В отличие от подобных гастролёров, в Украине существует большое количество талантливейших коллективов, с успехом гастролирующих в той же России. "Единственный способ познакомиться с ними - пригласить их к нам. Приятно, что свои спектакли покажут наши театры - ТЮЗ и Щепкина", - говорит он.


Театр - дело дорогое
Александр РЫБЧИНСКИЙ,
заслуженный артист Украины, художественный руководитель Сумского областного театра драмы и музыкальной комедии им. М. Щепкина считает театр делом дорогим: "Театр - это престижно. Пойти в театр - это целое событие. Надо соответственно одеться, чтобы себя показать. В театре должно быть тепло. Должны работать буфеты. Ты пришёл не просто посмотреть спектакль, а пришёл в театр провести вечер. Отдохнуть. Поделиться мнением. Над этим надо работать. Театр - это элитное искусство. Хотелось бы, чтобы так и было".

По мнению художественного руководителя, в театре работать очень непросто. "Мы постоянно варимся в собственном соку. Сегодня ставим это, завтра - другой спектакль. И в том, и в другом спектакле играют одни и те же артисты. Поэтому каждый раз надо находить изюминку - что-то новое в артисте, которого зрители видели уже много раз. И если нам когда-то удаётся осуществить то, что задумали, - это большое счастье", - сказал он.
Александр Рыбчинский убеждён, что театр не должен "сидеть" на одном месте: "В театре есть план по обслуживанию области. Этим мы занимаемся регулярно, даже бывает в ущерб себе, т.к.  идут затраты на бензин. Но мы понимаем, что это необходимо делать. Наша задача - охватить как можно больше людей, по крайней мере, в нашей области".




Театр должен развиваться
Николай ЮДИН,
директор Сумского областного театра драмы и музыкальной комедии им. М. Щепкина, заслуженный деятель искусств Украины считает, что театра без развития просто нет, а застой в его стенах - дело недопустимое.

По его словам, сегодня сумские театры работают над многими заданиями, в т.ч. и над теми, которые поставили областные власти. "Мы сегодня имеет почти полную финансовую поддержку, но при условии, что справимся с теми обязательствами, которые на нас возложили. В перспективе мы планируем улучшить состояние театра в целом, поднять его статус, а также расширить творческую сферу его деятельности", - говорит Николай Юдин.
По мнению директора, на сегодня одним из самых болезненных вопросов остаётся стоимость билетов, т.к. театр является хозрасчётным предприятием: "Мы проработали вопрос с нашим экономистом. Искусство и предприятие, с одной стороны, - понятия несовместимые, а с другой  - в этом нет ничего удивительного. Мы обслуживаем тысячи людей одновременно. Недавно состоялось мероприятие - вход был свободным. На театре лежала ответственность за них, поэтому было задействовано очень много служб. Я думаю, что от свободного входа мы будем отходить. Сегодня растут цены на электроэнергию и воду. Не исключено, что стоимость билетов изменится. Но для нас это не самоцель. Даже неся определённый убыток, мы работаем для людей".
 

22
Комментариев
0
Просмотров
2736
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.