В четверг 9 декабря в ТЮЗе I Всеукраинский театральный фестиваль «Золотой чемодан» преподнесёт поклонникам Мельпомены очередной свой сюрприз – Киевский Академический Молодой театр покажет спектакль по пьесе Антона Чехова «Дядя Ваня». Более того, озвучаат его на украинском языке, что само по себе уже является неординарным явлением. А если к этому добавить, что в главной роли занят любимец публики заслуженный артист Украины и наш земляк Алексей ВЕРТИНСКИЙ, известный своими ролями в спектаклях «Жозефина и Наполеон», «Синий автомобиль», опереттах «Марица», «Тетка Чарлея» и др., то это событие обещает стать незабываемым фестивальным зрелищем.
Актёр Сумского театра для детей и юношества Михаил СТРЕЛЬЧЕНКО
хорошо помнит, как несколько лет назад Алексей Вертинский приезжал в Сумы.
r: Как это было?
Михаил Стрельченко: Он привозил свой моноспектакль. Выбрал нашу сцену. В течение двух часов держал зал. Актёры, способные на такое, очень редки. Недавний пример – спектакль «На краю» Запорожского муниципального театра-лаборатории VIE. Чем опасен моноспектакль? Если актёр молод и хочет попробовать свои силы, но роль не вытягивает, это сразу видно, восприятие совсем другое. Вертинский и как человек, и как актёр своеобразен. Он индивудуален. Его просто не с кем сравнить. Он знает, что сказать зрителям. У него есть своя манера, своя подача. Я с нетерпением жду дня, когда смогу прийти и посмотреть «Дядю Ваню». Тем более – Чехов. Тем более – на украинском языке. Перевести Чехова на украинский язык не все рискуют. Получается, и манера игры, и тескт, и его подача совсем другие.
r: А что привозил Вертинский в прошлый раз?
М.С.: Привозил «Голубой автомобиль». После спектакля зрители выходили и говорили: «Это же Вертинский!». У него есть свой зритель и в Сумах, и в Киеве. А те, кто его до этого не знал, мне кажется также стали его поклонниками. Надо видеть то, что он делает на сцене, – следишь не только за текстом, а и за актёром, как он это делает, как он это произносит, что он хочет этим сказать.
r: В чём особенность его игры?
М.С.: У него юмор своеобразен. Подача юморная. Зритель это воспринимает на «ура». Мне кажется, если «Дядя Ваня» – спектакль и серьёзный, то актёр всё равно внесёт что-то своё, что можно назвать манерой игры Вертинского. Хочется посмотреть, как он это сделает.
r: Актёру важно иметь своего зрителя?
М.С.: Обязательно! У каждого актёра есть свой зритель. Бывает и такое, что один и тот же спектакль играют два состава. Тогда зрители смотрят програмку и приходят именно на "своего" полюбившегося актёра. Да и актёру это приятно и важно. Получается, что он востребован. Точно так же востребован и Вертинский. Мне кажется, если бы он приезжал на три-четыре дня, всё-равно зал был бы полон. Так что мы ждём этот спектакль и именно Вертинского.
Актёр Сумского театра для детей и юношества Сергей СИДОРЕНКО в прошлом с Алексеем Вертинским работал в театре им. М. Щепкина.
Кроме того что актёры играли вместе, Алексей ещё и сыграл две главные роли в спектакле «Две пьесы в один сеанс», режисёром-постановщиком которого был Сергей Сидоренко.
r: Как Вы относитесь к Вертинскому?
С.С.: Я искренне люблю этого артиста. У нас дружеские взаимоотношения. Но я очень сожалею, что в последнее время его многогранный талант используют однобоко. Используют лишь его комедийность. Это то, что я вижу по телевидению и кино. А он многогранен, он хорош. Помню, когда Алексей ещё был молодым актёром театра им. М. Щепкина, режиссёр Моисеев поставил пьесу «Две стрелы». В спектакле Вертинский играл роль Человека-Боя, т.е. человека, умеющего воевать, вести бой. Я тогда ещё был пацаном, но до сих пор помню его на сцене. Помню как он играл. Он окончил Московское эстрадно-цирковое училище вместе с Ефимом Шифриным и Сергеем Минаевым, ставшим впоследствии известным певцом, музыкантом и телеведущим, автором кавер-версий на популярные хиты 80-х и начала 90-х годов. Это его сокурсники. Приобретённые им в цирковом училище навыки пригодились на сцене театра. Он блестяще выполнял трюки в нужном месте и в нужное время – лёжа на полу, без помощи рук одним движением буквально взлетал и становился на ноги. Тогда я впервые его увидел на сцене.
r: Когда это было?
С.С.: Лет тридцать назад. В театр Щепкина он прибыл из Ужгорода. Приходу такого актёра я искренне обрадовался. У нас был спектакль «Не верь глазам своим». Он играл роль трансвестита. Женщина из Франции уехала в Америку, поменяла пол, а потом через годы возвращается в свою семью, будучи уже американским полковником. тогда Алексей нашёл новые грани комедийности. Играл сдержанно. Была видна грань где мужчина, а где женщина. Это вызвало большой интерес у публики. Особо мне нравилась его работа в спектакле «Без вины виноватые», где он играл мецената. Я бы сказал, играл породу. Сумы помнят Вертинского по его эстрадным номерам, когда он переодевался в платье, выходил на сцену и весь зал просто ухахатывался. Его талант в концертах эксплуатировали. Все его ужимки именно там отрабатывались. Эстрадные номера на «ура» шли и на выезде. Представляете Вертинского в женской роли? На сцену выходит двухметровая дылда! С передеванием – это всегда смешно. Он ещё и наполнял это, притом наполнял так, что люди просто умирали со смеху. Повторю: то что я вижу в кино, по телевиденью, – берут именно эту его красочку, а он многогранен, он талантище. К сожалению, и у нас. и на Западев основном использут амплуа актёра. Если актёр удачно сыграл роль, скажем, злодея, то и будут ему предлагать только такие роли. Интересен был Алексей и в спектакле «Тёмная история». Поставил его режиссёр Александрочкин, когда приезжал в Сумы.
r: Будучи режиссёром-постановщиком «Двух пьес в один сеанс», как Вам работалось с Вертинским?
С.С.: Я попросил Алексея сыграть в спектакле и искренне благодарен, что он откликнулся на мой призыв. Спектакль состоял из двух разных пьес. Алексей в этом спектакле в разных пьесах играл разные роли. У меня состоялся разговор с руководством театра. Меня спросили: «Ты не боишься, что люди запутаются?». Я ответил: «Нет. Он будет в одной пьесе один, а в другой – иной». Потом я слышал положительные отзывы зрителей. Я благодарен Алексею, что во время работы над спектаклем он согласился и немножко себя помял – был комичен, но не был таким, каким используют его сейчас. Там была раненая душа. Да, смешной человек, но это не был эстрадный номер.
r: Чего Вы ожидаете от Вертинского в этот раз?
С.С.: Когда я услышал, что спектакль «Дядя Ваня» приезжает с Вертинским, я испытал радость. Я готов висеть на фонаре на балконе, чтобы на него посмотреть. Актёр – человек подневольный. Режиссёр ещё может там что-то. Если актёр и режиссёр друг другу доверяют, тогда режиссёр даёт актёрю волю. А если два мнения доминируют, то учитывается только мнение режиссёра. Мне интересно, будут эксплуатировать Лёшину комедийность или всё-таки раскроют то, что видел я, раскрыв рот? Спектакль – это то, что ты видишь, что происходит, а не то, о чём ты догадываешься и выстраиваешь логически. Мне интересно, каким будет «Дядя Ваня». Будет ли актёр таким, каким я его видел в роли Человека-Боя и мецената или того же полковника, где не будут эксплуатировать его выигрышные ужимки?
r: Что Вы можете сказать о чеховском «Дяде Ване»?
С.С.: Пьеса и при жижни Чехова ставилась, пройдёт тысяча лет – и опять будет ставиться. Чем она интересна? Эта пьеса о смысле жизни любого человека. О подведении итогов, о жизненном итоге. Жизнь дяди Вани рушится, под ним рушатся все устои и будущего нет. Наступает момент, когда то, во что он верил, в чём видел смысл своей жизни, оказывается неважным и пустым. Вот здесь скрыт драматизм роли. Если Алексей будет играть комически, когда непонятно, что будет в жизни дальше, когда она прошла впустую, то этого смысла не будет. Например, знаете, как в жизни бывает: детей воспитывал, а не воспитал главного – почтения. Дети развернулись, уехали и про отца забыли. Так и дядя Ваня – рушится смысл жизни. В этом и трагизм. Он отказался от всего ради другого человека – мужа сестры. Посвятил всю свою жизнь ему. Отказался от наследства в пользу мужа сестры. Он копейки собирал, вёл хозяйство. Всё отправлялось в столицу, чтобы они могли достойно жить. Он собирал вырезки из его научных статей. Он боготворил его. А потом в один прекрасный момент увидел, что в тех статьях ничего толкового нет. Сплошная вода. Кумира потерял. Тот сказал, что будем имение распродавать и уедем, т.к. он ушёл на пенсиюи средств не хватает, а в Петербурге дорого жить. «А я, а твоя дочь?» – спрашивает дядя Ваня. И не то чтобы он за себя беспокоился. Он был аскетом. Он много на себя не тратил. Раньше он жил ради них. В этом был смысл его жизни. Это трагедия. У каждого из нас наступает такое время,когда мы задумываемся: «Стоп! Вот бежал, бежал, бежал, а к чему добежал?».
r: Чехов даёт ответ?
С.С.: Вопрос остаётся открытым. Чехов заставляет человека задуматься. Вот и всё. Если зритель пошёл за Чеховым, то он тогда дальше может рисовать себе моменты выхода и те решения, какие они, герои, могут принять.
Теги:
Золотой чемодан |
||
Комментариев
0
|
||
Просмотров
3970
|