Когда душа "На краю"

I Всеукраинский театральный фестиваль в Сумах
ВС 13 октября 2010 в 18:10
или Вызов "стеклянной сиське"
или Вызов "стеклянной сиське"

4 ноября. В этот день не ждите пустых развлечений от Запорожского муниципального театра-лаборатории "VIE". Моноспектакль "На краю", с которым "VIE" выступит перед сумчанами в рамках I Всеукраинского театрального фестиваля, потребует от зрителя работы ума и сердца.

"VIE" производит впечатление последнего театрального оплота. Публика перекормлена развлечениями, которые поступают отовсюду, прежде всего, из стеклянной сиськи (так Стивен Кинг называл телевидение), и затем – из всех других возможных источников. Разумеется, эти удовольствия, все равно что поддельные елочные грушки в известном анекдоте, уже не радуют. Поэтому спектакль "На краю" воспринимается как дыхание свежего ветра. Даже если этот ветер приносит с собой запах пороховой гари.

Зрелище, которое предлагает театр "VIE" - моноспектакль Сергея Детюка в постановке Виктора Попова по пьесе австрйского дрматурга Петера Туррини – театр в собственном смысле слова. То есть такой театр, когда зритель в процессе представления сопереживает актеру, проникаясь душевними приключениями человека-персонажа и переживает катарсис - его духовное очищение.

Герой Сергея Детюка, человек без имени, доктор Никто, человек на краю, на глазах публики готовит самоубийвство. Сначала пустота и ничтожество окружающей жизни и, как часть ее, собственное ничтожество, загоняет героя в черный ящик сцены, а затем – в полную и окончательную пустоту. Персонаж, глядя на нас сумасшедшими глазами Детюка, начинает считать до тысячи. Вместе с простым перечислением цифр кончится и его жизнь. Детюк делает свого героя то нелепым и жалким, то страшным. Зрители, невольные участники чужого акта медленного самоубийства, то нервно смеются, то застывают в ужасе, так что в зале слышно дыхание – героя? актера?

Такую роль можно приравнять к подвигу. Возможно, Виктор Попов обрел свого идеального актера. Во всяком случае, режиссер и актер растворились друг в друге. Где же в спектакле столь любимый всеми позитив? В чем мораль? Победа человека-актера над инерцией и собственной, и зрителей. Дальше - тишина, как говорил Гамлет, и вслед за ним повторил современный Принц Датский Петера Туррини.

Итак, 4 ноября, театр "VIE" с моноспектаклем "На краю" в 2-х частях по мотивам пьесы Петера Туррини и Яниса Рицоса.

Человек перед лицом смерти
Смерти
которую он сам призывает придти
Современный мир
Мужчина и Женщина
Ощущение последней черты
Края
Ужас последнего шага в бездну
И ожидание
поиск последнего довода чтобы не совершить его
Диалог и провокация
Страх и игра
Покаяние и ерничанье
Поэзия и грубая реальность
Красота и паника….

Часть первая

Монолог мужчины, в прошлом успешного журналиста.
Текст Петера Туррини (Австрия) – монопьеса «Все, наконец!»

Часть вторая

Монолог женщины, поэтессы, пишущей стихи на религиозные темы.
Текст Янниса Рицоса (Греция) – драматический монолог «Лунная соната» из цикла «Четвертое измерение»

Постановка и сценография Виктора Попова
Исполнение: Сергей Детюк, Ольга Максимишина

11
Комментариев
0
Просмотров
2372
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.