Приезда Киевского академического Молодого театра в Сумах ждали. Мы не так часто сталкиваемся с настоящим искусством, но ещё реже встречаемся с удивительными людьми. Что касается подрастающего поколения, то тут эта пропасть увеличивается многократно. Зная это, организационный комитет I Всеукраинского театрального фестиваля «Золотой чемодан» организовал с актёрами творческие встречи, которые проходили в Высшем училище искусства и культуры им. Д. Бортнянского. Не исключением стали и киевляне. За несколько часов до спектакля они провели в училище мастер-класс, посвятив часть времени своим воспоминаниям и размышлениям. Уже после спектакля «Дядя Ваня» Алексей ВЕРТИНСКИЙ признался, что встречу со студентами училища тоже можно сравнить с небольшим своеобразным спектаклем.
Молодёжный-Молодой
Валерий ШЕПТЕКИТА, народный артист Украины
- Более 50 лет прошло, как я стал студийцем Сумского театра Щепкина, который тогда находился в нынешнем здании ТЮЗа, где мы будем играть «Дядю Ваню».
Я жил в г. Ахтырке и работал токарем на заводе. Играл в народном театре и принимал активное участие в заводской самодеятельности – пел в джаз-оркестре. Меня пригласили в Сумы, и я приехал. А пригласил меня тогдашний главный режиссёр театра им. Щепкина Александр ЛЬДОВ. Приехали целой компанией, т.к. тогда щепкинцы шефствовали над ахтырским народным театром. После премьеры на банкете в фойе ко мне подошёл Льдов и сказал: «Что ты тут делаешь? Давай подавай заявление к нам в студию». Заявление я написал на следующий день. Меня начальник цеха перекрестил, пожелал счастья, и я поехал в театр Щепкина. Мне повезло: я застал тут плеяду великих актёров – народного артиста Украины Алексея ТАРАСЕНКО, Андрея НОСАЧОВА, Евгению РУДИНУ и многих-многих других. К сожалению, их уже на белом свете нет, но все они всегда со мною и навсегда. Сначала я наблюдал за их игрой из-за кулис, а потом даже стал их партнёром. И за три года до поступления в театральный институт сыграл 27 ролей. Однажды я понял, что мне не хватает грамоты, той, глубинной грамоты. Свои какие-то природные качества – это хорошо, но грамоты не хватало. И я поехал в Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого. Слава богу, с первой попытки поступил, а в 1967 г. его и окончил. Потом 15 лет работал в разных театрах Украины. Когда Киевский молодёжный театр (он тогда был молодёжный) объявил конкурс и напечатал об этом в газете, я смело поехал, потому, что здесь был актёр Борис ШИФРИН – мой студийный учитель, который преподавал мне мастерство. Помню, как он мне однажды сказал: «Валера, до 40 лет меняй театры. Иначе в одном бульоне ты закиснешь». Так у меня и вышло. А мой тридцать девятый день рождения мы отпраздновали уже в Молодёжном театре. Про все театры, где я работал, рассказывать не буду – скажу о Молодом, который называю Молодёжно-Молодым театром. Сыграл больше 200 ролей. Конечно, всё это как-то повлияло на актёрский рост, на углубление профессии. Был и чеховский, и шекспировский, и другие репертуары. Главное – хотеть расти. Если ты сам не шёл на встречу и не хотел максимально вытащить то, что тебе надо для профессии, тогда не надо и жаловаться. Сегодня мы у вас в гостях. Вот перед вами сидит «дядя Ваня», с которым у меня по пьесе – конфликт. Он стрелял в меня, но, слава, богу, не попал. Дважды стрелял, и слава Богу что мы приехали. Для меня это – подарок. Ещё тут есть и друзья в театре Щепкина, большом теперь. Мне было приятно и волнительно сюда ехать. Я даже целую кучу чёрно-белых фотографий 60-х годов прихватил с собой, стихи написал – и приветствие театру и великим актёрам. Здесь я возвращаюсь в свою молодость, и это просто прекрасно. Вот одно из воспоминаний. Когда я работал в сумском театре, нам приходилось много ездить по области. Играли не только в районных городах, но и по сёлам. У нас был администратор Константин ЗАЯЦ. Однажды он поехал в село, как мы говорим, заделывать спектакль. Зайдя в кабинет председателя колхоза, обомлел – за столом сидел дядя-шкаф, на груди у которого красовалась Звезда Героя Социалистического труда. Константин не смутился, подошёл твёрдым шагом и отрекомендовался: главный администратор Сумского государственного музыкально-драматического театра им. М. Щепкина – Заяц. «Шкаф» привстал и тоже представился: председатель колхоза Герой Соцтруда – Волк. Когда мы приехали, то на дверях клуба прочитали объявление, написанное от руки плакатным пером: «Сегодня состоится концерт художественной самодеятельности Сумской филармонии им. Щепкина». Мы играли очень весёлую комедию и каждый раз, когда зрители начинали смеяться, председатель вставал и говорил: «Товарищи колхозники, не мешайте уважаемым товарищам артистам нам показывать представление». После спектакля он вышел на сцену, крепко пожал нам руки и, обращаясь к залу, сказал: «Товарищи колхозники, давайте искренне поблагодарим товарищей артистов за красиво поставленные позы и за культурное выделение». Мы так и попадали.
Названная сумчанка
Римма ЗЮБИНА, актриса театра
- Меня тут тоже назвали сумчанкой, потому что мой отец родился в Сумах. Сегодня утром в шесть часов со мной произошёл анекдотический случай.
Мы только что вышли из поезда и ожидали такси. Подошёл дядька: «Вас куда отвезти? Вы кто? Что за группа? Что за товарищи?» Я ответила: «Мы – артисты». Он: «Вы артисты? Вы филармония или театр?» Я сказала, что мы – театр. Он поинтересовался, будет ли какой-нибудь концерт Я рассказала, что будем показывать спектакль. На что дядька ответил: «Вы знаете, я тоже театрал – с 1961 г. по 1963 г. был водителем директора театра Щепкина». Мы с ним разговорились. Он спросил: «А у тебя, детка, есть уже звание?» Я ответила, что нет, т.к. это глубоко презираю. И тогда он сказал: «Мы поможем». Я в шутку подумала: «Дадут звание заслуженной артистки Сумской области». Я тогда приеду к подружке, актрисе Ольге СУМСКОЙ, и скажу: «Оля, теперь не только ты – Сумская». Да, такая история могла произойти только в Одессе. А если серьезно, то я с большим удовольствием к вам приехала, потому что когда-то сама училась в Ужгороде в культпросветучилище. И там, в училище, впервые я увидела на сцене Алексея ВЕРТИНСКОГО, который только-только из сумского театра перебрался в Ужгород. Для нас он был – бог. Мы все тогда были в него влюблены. Если бы мне сказали, что, когда-то я буду называть его Лёшкой, я бы никогда не поверила. Потом я поступала в театральный институт, но меня не приняли, как мне заявили из-за отсутствия темперамента. Если кто-нибудь из вас будет поступать, а вам там скажут какую-то чушь, то не обращайте на это никакого внимания. Если у вас есть желание стать актёром, у вас есть талант и огромное желание, не слушайте никого и идите к цели своей дорогой. Потом я проучилась год в институте культуры, перевелась на заочное отделение и уехала работать в Ужгород, чтобы играть на одной сцене с Алексеем Вертинским.
Колдовское место
Алексей Вертинский, заслуженный артист Украины
- Я сегодня прошёлся по Сумам и с ужасом подумал, что моя жизнь проскочила мимо этого города, хотя мои первые мечты были связанны именно с ним. Я тогда ещё не знал, что такое великий Киев, представления не имел, что такое Москва.
Они меня даже не манили. Мне страшно хотелось работать в театре, который раньше находился в здании нынешнего ТЮЗа. Для меня это было просто колдовское место. Так случилось, что я не смог получить театрального образования в Сумах, где уже было культпросветучилище. Видно, в эту сторону стопы меня не завернули. Если говорить об актёрской сути, то я человек страшно робкий и застенчивый. Я никогда не претендовал на большие подмостки, и мне всегда хотелось какого-нибудь небольшого подиума. Когда-то в Сумах на Сотне был кинотеатр Шевченко. На вечерних сеансах перед началом минут пятнадцать пела какая-нибудь певица. Тогда для меня эта территория была сосредоточием моих мечтаний. Я тоже хотел иметь хотя бы 15 мин. в день и 15 человек в зрительном зале, чтобы я там лицедействовал. Такими были мои мечты детства. Сейчас я понял, что мои детские мечты не осуществились, - как говорят, я пролетел. Меня кидало по большим сценам. И так удачно сложилось, что к закату моей жизни я оказался на сцене Молодого театра, что эта сцена как раз по моему здоровью, что мне не надо, как на стадионе, как в театре Щепкина, форсировать всё на свете, начиная с голоса и заканчивая требухой внутренней. Поэтому считаю, что свои мечты всё-таки осуществил больше, чем на 100%. Просто я не бухгалтер, чтобы точно высчитать процент. Но мне ужасно печально.
Теги:
Золотой чемодан |
||
Комментариев
2
|
||
Просмотров
5012
|
Комментарии
как хорошо ,что в нашем городе был такой театральный праздник-Золотой чемодан.А "Дядя Ваня" просто глыба!Мне ещё долго вспоминался спектакль.И гениальный Алексей Вертинский.Спасибо всем,кто играл и кто привёз в Сумы этот театр.
как хорошо ,что в нашем городе был такой театральный праздник-Золотой чемодан.А "Дядя Ваня" просто глыба!Мне ещё долго вспоминался спектакль.И гениальный Алексей Вертинский.Спасибо всем,кто играл и кто привёз в Сумы этот театр.