«Золотой чемодан 2011» глазами заинтересованного зрителя.

II-й Всеукраїнський театральний фестиваль Золота валіза
Игорь Касьяненко 19 декабря 2011 в 16:49
Я не театральный критик. Думаю, что критик смотрит на спектакль, как какой-нибудь повар из жюри кулинарного шоу пробует предлагаемые на конкурс блюда. Вот тут перчика бы добавить, тут сольки убавить бы…. Я же в рамках этой аналогии, скорее гурман, приходящий в театр за вкусным. Я – зритель. И всё, что будет сказано ниже – мой личный взгляд из зрительного зала.

                                  Самый пронзительный и искренний
Если предложенные мной правила восприятия предлагаемого текста, читателем принимаются, то я бы сказал, что самым пронзительным и искренним на фестивале был спектакль «Наташина мечта» киевского театра «Серебряный остров». Именно здесь режиссёру Людмиле Лымарь

и её молодым, талантливым актёрам удалось явственно показать, пропасть между светом и тьмой в каждом из нас. Бездонную пропасть, в которую безнадёжно проваливаются все высокие и чистые мечты. Спектакль так и воспринимался, как попытка полёта над пропастью. Причём эту попытку предпринимало заведомо бескрылое существо, на миг поверившее, что летать можно. Шансов, у Наташи, конечно, не было,

но «за попытку Спасибо». С большой буквы. Замечательно, что действие с самого начала происходило в зале суда, и для зрителей было очевидно, что Наташа сотворила нечто ужасное. И всё же до последней минуты была надежда, что всё кончится хорошо. Надежда, существовавшая вопреки всей логике событий. Надежда на чудо. Как в жизни.
                                         Лучшая режиссёрская работа
Лучшей режиссёрской работой, на мой взгляд, была постановка Владимиром Петренко чеховской «Чайки».

«Чайка» в версии днепропетровского театра «Верим» предстала пьесой об одиночестве, безнадежном, непреодолимом онтологическом одиночестве осколков всемирной души, разбросанных по разным человеческим телам. Что бы не делали персонажи, о чём бы не говорили, как бы не тянулись друг к другу, - они ни на миг не могли вырваться из поля взаимного отталкивания, перед которым бессильна даже любовь. Режиссёру удалась одна очень тонкая и невероятно сложная вещь.

Он сумел организовать на сцене коллективное (со)существование одиночеств. Это как если бы вышел оркестр и заиграл музыку, состоящую из десятка сольных партий отдельных инструментов, которые бы в итоге слились в ансамбль. И всё выглядело бы очень мрачно, если бы не чёткая, трагическая ясность основной авторской мысли: Мы все одиноки. И хотя одиночество невыносимо, но сделать с этим ничего нельзя. Поэтому просто надо жить. Терпеть, нести свой крест и верить …

                                            Лучшая литературная основа
Лучшим неклассическим литературным материалом, я бы назвал пьесу «Только одна жизнь», по мотивам пьесы Мара Байджиева «Дуэль», представленную харьковским «Театром на обочине».

Оставим на совести руководителя театра, господина Игоря Александровича Бориса крайне низкое, полуфабрикатное качество самого спектакля. Мы знаем, что он большой мастер, и уверены, что он ещё порадует поклонников Мельпомены своими блестящими работами, как равно уверены, в том, что это будет не на «Золотом чемодане». Однако если абстрагироваться от того, что мы наблюдали на сцене и говорить исключительно о литературном тексте, то нельзя не отметить выход на крайнюю, граничную проблематику, что всегда было признаком настоящей литературы. Чего стоит только заочный спор двух героев, один из o которых фактически жертвует жизнью, спасая других людей, а другой говорит о том, что среди спасённых был целый ряд негодяев и мерзавцев. Стоило ли их спасть ценой своей единственной жизни? – вопрос на уровне гамлетовского.


                                               Лучший спектакль
Самым профессиональным, совершенным по форме, актёрскому ансамблю и органичному сочетанию многих театральных компонентов спектаклем был JULIA@ROMEO.com (Norway.Today) театра русской драмы им. Леси Украинки.

Как любое настоящее произведение искусства спектакль сумел подняться от прямого, лобового, банального изложения последовательности событий до изысканной метафоры. В итоге, получилась философская притча о невозможности соединения жизни и свободы. Чем-то она перекликалась с наделавшим шуму на «Золотом чемодане» прошлого года спектаклем «На краю»

запорожского муниципального театра-лаборатории VIE с неповторимым Сергеем Детюком. И в том и другом случае смерть, как ночь для звёзд, создавала фон для жизни, которая могла быть вот такой полной, смелой, фонтанирующей, по-настоящему свободной только на этом фоне, как могут быть прекрасными звёзды только на фоне ночного (а не дневного) неба. И этой жизни было так много, что та, встречей с которой заканчивается любое человеческое существование, отступала на второй план перед Её Величеством Жизнью.

                                      Лучшие актёрские работы
Прежде всего, оговорим критерии. Чего я, как зритель, жду от актёра? Во-первых, - умения максимально полно перевоплотиться во внешний облик изображаемого персонажа и так же полно прожить жизнь своего героя, ни на мгновение, не выпадая из образа. Во вторых, необходимо оживить своей игрой до уровня абсолютной реальности декорации, которые всегда условны, и чем более они условны, тем больше они оставляют пространства для реализации актёрского таланта. В этом собственно и состоит волшебство театра. Зритель сидит в зале, смотрит на сцену и верит в происходящее, осознавая прекрасно, что верит иллюзии, верит, что стоящий там белый ящик в один момент - холодильник, а в следующий – скала, любовное ложе, пьедестал, пропасть... И наконец, крайне важной является личная энергетика актёра (О, великие: Смоктуновский, Чурикова, Джигарханян!). Исходя из вышесказанного, на мой крайне субъективный взгляд лучшими, точнее самыми яркими актёрами на «Золотом чемодане 2011» были сумчанин Сергей Медин

(Моя Парижанка», «Смех лангусты») и киевлянка

Наталья Шевченко (JULIA@ROMEO.com) . Хотя их партнёры в дуэтах Наталья Дехта и Евгений Авдеенко также были великолепны. А ещё была удивительная и незабываемая Виктория Чернова в роли Аркадиной

из днепропетровской «Чайки», и, конечно, покорившая своей игрой даже противников самого спектакля, восхитительная Александра Деренговская,

исполнительница главной роли в «Наташиной мечте».

                                                    А также.
Нельзя не отметить фрагменты, в целом неровного, но местами просто феерического, в смысле актёрских и режиссёрских находок спектакля сумского театра имени Щепкина и красивые костюмы в спектакле «Коханий нелюб» сумського Театра для детей и юношества. Наверное, именно такой спектакль лучше всего подходил к несколько пафосной и официозной атмосфере открытия фестиваля, совмещенного с открытием обновлённого задания ТЮЗ. Так что всё было к месту.

                                              В заключение
Любой творческий акт, должен вызывать послевкусие, материализующееся в поток отзывов, мнений и размышлений на самые важные человеческие темы. Для меня основным открытием фестиваля было то, что люди примерно одного культурного и образовательного уровня, глядя на одни и те же сцены, воспринимали их диаметрально противоположно. Одни замечали пошлость, вульгарность и безвкусицу, а другие высокий (до слёз) полёт чувств. То есть, мы смотрим на одно и то же, но видим совсем разное. И как нам после этого договориться? Как понять друг друга в этом Вавилоне? Хотя для начала уже хорошо бы просто понимать, что мы друг друга не понимаем. И начать играть в понимание. Ведь мир – театр…


13
Комментариев
0
Просмотров
4255
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.