Блоги, Павел Парфентьев12 января 2018 в 12:16
Фреска "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи
В четверг, 11 января, посмотрели с супругой в "Планета кино" фильм "Леонардо да Винчи: Гений в Милане". Невозможно одним словом описать жанр этого необыкновенного фильма. Научно-популярный исторический мелодраматический блокбастер. В фильме рассказывается преимущественно о тех годах (с 1482 до начала 1500-х гг.), которые Леонардо прожил в Милане.
Я никогда не скрывал, что я довольно ограниченный человек. Всю жизнь считал, что Леонардо - прежде всего гениальный художник. Но выяснилось, что на работу его брали как талантливого инженера, который изобрел массу полезных приспособлений, механизмов и устройств, часть из которых была построена и применена еще при жизни мастера (например, катапульта), другая была заново изобретена несколькими столетиями позже (парашют, велосипед, летательный аппарат), а третья, самая необычная и до сих пор неизъяснимая, так и осталась на бумаге в виде чертежей и уникальных записей, которые можно прочесть только при помощи зеркала (Леонардо писал справа налево). Итак, Леонардо да Винчи - это в первую очередь гениальный ученый, инженер, анатом, астроном и даже вулканолог и только потом художник. Причем непрофессиональный. Так воспринимал себя сам Леонардо. "Аматор", подаривший миру всего 18 или 19 гениальных картин. Как выяснилось, он писал очень медленно, много отвлекался, много рефлексировал и много думал. Бросал одно и увлекался другим. Гений, одним словом.
Что поразило больше всего в Леонардо? Его тотальное одиночество и вместе с тем умение радоваться жизни. Эту трогательную, ненавязчивую радость мастер запечатлел на картине "Мона Лиза" (Джоконда) с помощью двух едва уловимых "маркеров" - немного размытых, чуть затуманенных уголков губ. "Джоконду" Леонардо писал по одним данным 19 лет, по другим - всю свою жизнь. Немудрено, что в этой картине, помимо уникального симбиоза женского портрета и автопортрета, на заднем плане воплотилась вся Вселенная, в которой обитал великий разум мастера. В последние годы жизни Леонардо увлекся астрономией. Его волновал вопрос, почему Луна, обладая значительной массой, не падает на Землю. Ни один художник, современник да Винчи, не озадачивался этим вопросом. Зачем?
Судя по рассказу историков, прозвучавших в фильме, 20 лет ,прожитых в Милане, были счастливой порой для Леонардо. Ему покровительствовал герцог Милана Людовико Сфорцо, окруживший Леонардо да Винчи вниманием и заботой. А мастер в знак благодарности писал портреты молодых любовниц герцога.
Но, пожалуй, самой удивительной работой да Винчи миланского периода является фреска "Тайная вечеря", явленная Богу и людям в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Сколько экспрессии, сколько жизни и чувств в каждом лице, позе и жесте апостолов! Леонардо не был эзотериком, он был натуралистом. Он писал апостолов с известных ему, реальных людей. Отсюда такая сила и правда, исходящая от фрески. Леонардо при жизни назвали модернистом. Вероятно, после да Винчи и начался постмодернист, не имеющий собственного голоса и стиля.
Герцог был щедр и благоволил к мастеру. За "Тайную вечерю" Людовико Сфорцо пожаловал Леонардо виноградник. Ах уж, эти простые земные радости! Однако миланское счастье неожиданно закончилось: герцог потерпел поражение в войне с французами, они захватили Милан, и Леонардо пришлось покинуть город.
Он переехал в Рим, где существовала конкуренция между художниками (Микеланджело ненавидел да Винчи), и уже никто не покровительствовал постаревшему мастеру. Леонардо открыл школу художеств, у него были ученики, но сам он почти ничего не писал.
Жизнь свою 67-летний Леонардо закончив во французском Лувре, глядя на Луну и поражаясь ее недостижимой неземной свободе.