ПЮрЕ, литературный проектЕлена Чернова 29 мая 2023 в 10:23
Певицы
Повесть
Аппаратуру в хате художницы Ирины подключили - благо, электричество в Снежковке еще есть, можно начинать. Гнедых дал студенткам указание: по ходу записи опрашивать певиц и письменно фиксировать название каждой песни, от кого и когда её слышали, о чем содержание, так как многие примеры содержат старые, современному человеку непонятные слова.
- Історичну, значить, співати? - спросила баба Олеся. И обратилась к подругам. - Що, баби, може про вдову заведемо? Підхопите? Бо я тільки першу строку пам'ятаю.
Бабы согласно кивали.
- Та якось воно буде. Взявся за гуж, казали діди, не кажи, що не дюж.
- Тоді вмикайте свого магнітофона, дівчата, - сказала она і затянула:
"Оооооооооооо-ой,
Летілааааааа стріла".
И тут вступило трио старых певунь.
"З-за синьоооооооо-го...
Моооооооооооо-ря...."
А затем пятая певица как воскликнет раненой птицей, поверх четырех голосов, верхний, пронзительный подголосок;
"Ой, де ж воооооооо-на
Впаааааааааааааа-ла?
Наааа вдовиному пооооо-лі".
Вика слушала дивное, кружевное переплетение гортанных, сочных голосов и не верила своим ушам. Как? Разве это возможно? Сохранить в столь почтенном возрасте такие сильные и яркие, полные жизненных соков голоса?
Старые певицы, после тридцателетнего перерыва запросто вспомнили все слова бесконечной, казалось, баллады про вдову и её погибшего сына, и все до единого подголоски. Каждая исполнительница вела свою мелодию и оригинальный, витиеватый ритмический рисунок. Старые певицы держали строй безукоризненно и слаженно, как будто репетировали ежедневно, часами. В музыкальном представлении сельских солисток была некая эмоциональная отрешенность. Ничего личного. Это пела сама Доля - о вековечном женском горе. Баба Олеся то вступала одна, то бабы голосили все разом, пронзительным квинтетом врезаясь в вечернюю благодать Снежковки.
"А когоооо ж вона вбиии-ла?
А вдовиногооо сина..."
Виктория, от переполняющих её чувств, вышла из хаты во двор. Песня про вдову летела над горой, Северским Донцом - вслед заходящему солнцу. Бескрайние лесные и речные просторы озарялись багровым закатом. Такой красоты Вика никогда и нигде не видела. Вот так бы, по взмаху волшебной палочки, замереть на Снежковской горе каменной бабой, любоваться раздольем и слушать вековечные песни. В ее восторженное, блаженное состояние везапно вторгся Гнедых - распорядился не уходить из хаты и заняться расспросами исполнительниц. Как только баллада закончилась,
Вика, вооружившись блокнотом и ручкой, поинтересовалась у старой Олеси, где она слышала песню про вдову.
- Як це - де? - удивилась Олеся. - Тут, у Сніжковці. Від моєї бабусі.
- Может быть, какие-то песни вы слушали в других селах?
- Ні, усі пісні тутешні.
Вика растерялась. Ведь в учебниках по истории музыки писалось, что народные песни сочинили безвестные талантливые мастера, а народ их подхватывал, собирал и разносил по всем славянским землям. А в Снежковке, выходит, гениальные песни сотворили жители именно данной местности?
- Но в других селах поют эту песню? Её должны знать повсюду. Она какая-то необычайная, удивительная.
- Та звідки ж я знаю, чи її співають деінде, чи ні. Я ж ніколи з Сніжковки нікуди ані ногою.
Вика подумала, что ослышалась.
- Вы никогда не выходили в соседнее село? Это же рядом, в шести километрах, кажется. А в Изюме были?
- Та я ж кажу: ніде ніколи не була.
Виктория отказывалась понимать услышанное. Почему баба Олеся ни разу за свою долгую, более чем столетнюю жизнь, не побывала ни в соседнем селе, ни в Изюме? Фантастика.
- А навіщо? - пожала плечами старуха. - Мені і тут добре!
Продолжение следует