Дайджест 24 марта 2011 в 13:47
Банкиры, за редчайшим исключением, не любят скандалы, тем более — с ключевыми заемщиками
И публичное обращение к президенту Украины и Кабинету министров от ассоциации «Украинский кредитно-банковский союз» о ситуации с долгами на ОАО «Сумыхимпром» уже само по себе свидетельствует о том, что ситуация критическая.
На предприятии фактически «зависло» порядка 440 млн. грн. банковских кредитов. Уже около года предприятие не платит даже проценты практически по всем кредитным договорам и, очень похоже, платить и не собирается. У банкиров возникает щемящее ощущение, что долги им уже мысленно — а может, и не только мысленно — «простили».
Неплатежи нарастают на фоне оптимистичных заявлений о растущей загрузке компании и грядущем резком росте продаж. В текущем году по объемам производства предприятие намерено выйти на предкризисный уровень, более чем вдвое увеличив объем продаж. Загрузка мощностей по производству двуокиси титана вообще дойдет до 95%.
Однако столь впечатляющие успехи по выпуску экспортно-ориентированной продукции фактически никак не отразятся на финансах ОАО «Сумыхимпром». Напротив, его деятельность заранее планируется убыточной.
Уже по итогам второго полугодия прошлого года комбинат вышел на прибыль по производству, но тут же внезапно возникли 150 млн. грн. убытка по финансовым операциям. В текущем году схему собираются повторить: в бизнес-плане, предоставленном на утверждение в Киев, снова совершенно официально «висят» почти полторы сотни миллионов гривен грядущих убытков.
Собственно, и во вполне благоприятные годы химпромовцы особой рентабельностью не отличались. Декларированная 15—18-процентная производственная рентабельность по итогам года постоянно как-то растворялась. Зато на рынке всегда присутствовали компании-посредники, бодро торгующие продукцией предприятия по ценам ниже цен производителя. В период кризиса эти проблемы обострились.
Кстати, тогда, учитывая реальное ослабление положения предприятия в химической отрасли (цены на его продукцию падали быстрее, чем стоимость сырья для производства), банкиры пошли навстречу заемщику, пересмотрев условия кредитования. Это позволило «Сумыхимпрому» в условиях резкого сокращения заказов и простоя производства снизить кредитную нагрузку и стабилизировать работу.
Но… В итоге кредиторы оказались крайними. Их отодвинули в сторону, а у предприятия стали появляться новые партнеры, с которыми рассчитываются заметно аккуратнее.
Чашу терпения банковского сообщества переполнила история с появлением «дружественной» компании, любезно предложившей продать ей старые долги. При этом, по неофициальным данным, она щедро оценила их аж… в 22% от номинала, то есть почти впятеро меньше.
Фантастический дисконт по долгам вполне живого градообразующего предприятия означает подготовку к схеме полного «кидка», то есть банкротства и ухода от выплаты долгов.
Этим и объясняется причина обращения УКБС к президенту Виктору Януковичу, премьеру Николаю Азарову, главе НБУ С.Арбузову. В нем открытым текстом написано: «Умышленное невыполнение „Сумыхимпромом“ своих обязательств по кредитным договорам может свидетельствовать о создании условий для искусственного банкротства госпредприятия с целью перераспределения промышленных мощностей в пользу частных структур».
Кого подразумевают под оными частными структурами, тоже не секрет. В прошлом году ключевые титановые предприятия страны, включая «Сумыхимпром», возглавили люди Дмитрия Фирташа из компании OstChem Holding.
Более того, в прошлом году лично г-ном Фирташем было обещано почти вчетверо увеличить на «Сумыхимпроме» выпуск двуокиси титана, «модернизировав старую линию на 40 тыс. тонн и построив две новые по
60 тыс.». Сейчас о новых линиях уже не говорят, но вот существующую действительно загрузили под завязку.
Ирония ситуации состоит в том, что нынешние «зависшие» банковские кредиты как раз и выдавались под модернизацию производства — как титанового, так и минеральных удобрений. Именно благодаря им и была профинансирована докризисная реконструкция.
Между тем, если того же Фирташа в первую очередь интересует «титановая» группа производства, то для аграриев «Сумыхимпром» — традиционный поставщик комплексных удобрений, и накануне кризиса они обеспечивали две трети выручки предприятия. В 2007—2008 годах именно партнерство с банками позволило обновить основные фонды и обеспечить аграриев отечественными удобрениями.
Под эти же цели выпускались облигации предприятия, по которым уже объявлен частичный дефолт. Однако государственные органы откровенно избегают какой-либо четкой оценки происходящего.
В частности, представители Государственной акционерной холдинговой компании «Титан Украины» (ее сейчас возглавляет работник контролируемого г-ном Фирташем «Крымского Титана») избегают давать комментарии. Более того, за прошедший период они так и не удосужились хотя бы собрать кредиторов и озвучить им свою позицию относительно перспектив погашения кредиторской задолженности сумского ОАО. Неофициально же представитель холдинга заявил, что перспективный план развития вообще не предполагает расчеты с кредиторами.
Тогда каким образом и на каких условиях предприятие собирается привлекать средства под анонсированную программу развития? Ресурсов государственных банков для этого точно не хватит, не говоря уж о том, что их требования к заемщику совершенно идентичны. «Сумыхимпром» уже пытался, правда, безуспешно, получить кредит в Укрэксимбанке, где ему четко объяснили, что прокредитоваться в госбанке совершенно не означает, что кредит будет безвозвратный.
В прошлом году руководство Сумской облгосадминистрации допускало, что «Сумыхимпром» может быть разделен «на два-три отдельных предприятия». Иными словами, рассматривались варианты ликвидации государственного предприятия и попытки списания долгов с выводом наиболее привлекательных активов на отдельное юридическое лицо.
Для экономики страны это означает прямые убытки, а для банков и их вкладчиков — появление безнадежной задолженности, которая будет перекладываться на кредитные ставки для других участников экономики. При этом речь идет о возможном дефолте вполне перспективного предприятия, на поднимающемся рынке.
В стране и так очень сложная ситуация с кредитованием государственных структур, поскольку из-за подобных случаев они считаются проблемными заемщиками. Вдобавок кредиторы уже сталкивались с «веселыми» (и, в общем-то, уголовно наказуемыми) попытками один и тот же объект заложить два-три раза.
Неурегулированная долговая проблема и возможное искусственное банкротство предприятия прямо противоречат как президентской программе экономических реформ до 2014 года, так и концепции промышленной политики, предусматривающей сохранение и развитие стратегически важных предприятий. Относительно «Сумыхимпром» вообще имеется прошлогоднее поручение президента Украины о стабилизации обстановки на предприятии, где прямо отмечается важность его сохранения как ключевого объекта для экономики страны.
Собственно, если не пытаться грубо игнорировать обязательства перед кредиторами, имеется множество вариантов урегулирования ситуации. К примеру, возможен выпуск ценных бумаг под государственные гарантии на сумму задолженности по кредитам финансовых учреждений или перевод имеющейся задолженности в капитал предприятия.
Возможны и иные варианты. Однако в первую очередь для решения проблемы урегулирования просроченной задолженности необходимо наладить конструктивный диалог между сторонами — в первую очередь, между ГХК «Титан Украины» и кредиторами, с проработкой с каждым кредитором возможных путей возвращения долгов.
Конфронтационный же сценарий — это путь в тупик и развал предприятия, что в Украине уже было, и не раз. Он точно не нужен ни государству, ни области, ни городу.
Или все-таки кому-то нужен? Но тогда хотелось бы услышать их аргументы. Желательно публичные и отличающиеся от предложения скупки долгов по заниженной в пять раз цене.
Евгений Коров, «Зеркало недели. Украина» №10, 18 марта 2011