Поэтический пунктир Сумщины

Алексей Сикорский 21 марта 2017 в 10:00
Сумщина переполнена памятью о поэзии и поэтах. Великих, больших, настоящих и всегда разных
О Сумщине в контексте памяти о поэтах вполне уместно говорить накануне Всемирного дня поэзии, который назначен на 21 марта. О его истории распространяться не будем, заметим только, что если бы не ЮНЕСКО, то вряд ли бы мы догадались выбрать один день в году, чтобы вспомнить, что существует на свете поэзия как духовное явление. И что места, где мы живем, связаны с памятью о людях уникальных, которые, проживая на этой земле или просто посетив наши места, связали Сумщину с единым мировым культурным полем, вобрав ее в свое творчество. Перечислить всех поэтов духовно и биографически невозможно, поэтому остановимся только на некоторых безусловно достойных упоминания фигурах.

Владимир Затуливитер
Бывший сотрудник газеты «Ленинская правда», журналист, но в первую очередь — поэт и философ. «Володя — это голая совесть на голых нервах», - вспоминали о нем те, кто его знал.  Он жил и работал в Сумах только некоторое время, но среди сумчан остались его настоящие друзья. Среди хорошо знавших Затуливитера сумчан можем назвать преподавателя СумГУ, руководителя поэтической студии «Орфей»  Николая МИНАКОВА и журналиста, писателя, поэта Юрия ЦАРИКА. Обоих, увы, теперь нет в живых, но эти люди успели рассказать о Владимире Затуливитере как о поэте величайшего масштаба.

Памяти Владимира.
В этом доме он бывал,
но память о нем гораздо масштабнее,
хотя и нематериальна

В Сумах Владимир жил в т.н. «обкомовском» доме на ул. Псельской, а мемориальную табличку в его честь установили на здании бывшего Дома профсоюзов на ул. Петропавловской, где он бывал «по службе» - там располагалась редакция «Ленинской правды». Вот, пожалуй, и все сугубо сумские следы, остальное принадлежит всему миру. О нем рассказывали: «Несмотря на внешнюю сдержанность и раскованность, Затуливитер обладал огромной внутренней свободой. Свободой мыслей и взглядов. Даже в то время, когда институтские преподаватели вынуждены были тщательно «фильтровать» сказанное, он бывал прям и откровенен. Не мог остановить себя."Стихи Затуливитра перевели на несколько европейских языков, вышел его посмертный сборник «Четвертий із триптиха», готовится к изданию книга «Храм слова на крови». То есть, уйдя, человек все же остался. 

Александр Олесь
Пойдем назад, в более удаленные времена. След Александра Олеся на Сумщине не ограничивается только мемориальной табличкой, сравнительно недавно появившейся  на доме по ул. Петропавловской. Останки поэта недавно перезахоронили, был, так сказать, «всплеск памяти», но все закончилось напоминанием общеизвестных фактов биографии поэта и заострением внимания на некоторых его слабостях. 

Лирик-интеллектуал.
Олесь был уроженцем Сумщины
и культурным явлением мирового масштаба

О духовном наследии поэта на Сумщине мы побеседовали с Юрием Пятаченко, старшим преподавателем института последипломного педагогического образования, человеком, много знающим об истории Сумщины и о выдающихся людях, связанных с ней своей судьбой.  Человека во многом характеризует его окружение и связи. Олесь, будучи сам уроженцем Сумщины, дружил с такими выдающимися сумчанами, как литературовед Павел Зайцев. Сохранились образцы их переписки, есть исследование П. Зайцева, посвященное творчеству Олеся. Брат Павла Зайцева, журналист, литератор, драматург Александр Зайцев тоже был другом Олеся. Александра выкрали на Западной Украине сотрудники «смерша», он погиб. Среди друзей поэта Тимофей Филонович, командир сечевых стрельцов, руководивший обороной Сум в 1918 г. Сам Олесь в это время тоже был в армии, служил ветеринарным врачом. Сложно судьбы переплелись. Но среди наиболее выдающихся друзей Олеся нужно назвать Никанора Онацкого - их дружба началась в 1910 г., с прибытием Онацкого в Сумы. Их стихи были напечатаны вместе. В одном сборнике. Онацкий был ближе к фольклору, а символист Олесь влиял на него. Подтягивал за собой. В Белополье существует музей Александра Олеся, но статус у него — народный, расположен в тесном школьном помещении. Сохранилась хата, где родился Олесь, но там сейчас живут люди, да и само строение потеряло изначальный вид — деревянный дом обложили кирпичом. Все можно реставрировать, создать государственный музей поэта, ведь это память наша и слава Сумщины. С именем поэта связано и такое известное место, как полуостров на городском пляже. Он воспет в новелле «Острів любові”, только мало кто об этом знает. И еще Юрий Пятаченко высказал идею: «Память поэта — его стихи. Уже издан двухтомник стихов и пьес, к сожалению, неполный. Но Олесь писал стишки-сказки для своего маленького сына. Даже на Сумщине их можно  издавать за сравнительно небольшие средства в виде тоненьких книжечек и обеспечивать ими детские садики и школы, чтобы дети знакомились с настоящей поэзией. Вот это и будет настоящим увековечиванием. 

Тарас Шевченко
О масштабе этой личности говорить излишне -его называют и пророком, и богом, а не только поэтом. А о связях Тараса Шевченко с Сумщиной Юрий Пятаченко начал рассказывать с упоминания историка и коллекционера Григория Вашкевича, который жил на хуторе Шумск под Ромнами. Вашкевич вместе с Пантелеймоном Кулешом готовил первые издания произведений Шевченко, собрал много его личных вещей и фотографий, многие из которых сейчас хранятся в музеях Киева. А три шевченковских музея созданы усилиями художника Василия Кричевского, имя которого связано с Лебединщиной: это Национальный музей в Киеве, музей Шевченко в Каневе и еще один шевченковский музей - «на Козиному болоті», недалеко от Крещатика. Вот только несколько набросков на тему «Шевченко и Сумщина».

Шевченко при галстуке.
Мохнатая шапка и кожух - просто "стеб",
вызов украинцев Петербургу.
А потомки сделали их
непременными элементами "народности"

Еще немного имен и дат: в июле 1845 г. Шевченко жил в Ромнах, «по-походному», в палатке у своего приятеля Свички — поэт тогда решил познакомиться со знаменитой Роменской ярмаркой.

В июне 1859 г. проезжал через Сумы со своим другом Хрущевым, гостил в имении Хрущева, который был необычным прогрессивным помещиком-реформатором. В августе 1859 г. поэт гостил в Кролевце у Афанасия Лазаревского и Глафиры Огиевской. Много легенд и небылиц связано с этим визитом, а правда в том, что Кролевец был последним пунктом на пути Шевченко из Украины обратно, в Петербург. Поэта выслали по ложному доносу, а киевский губернатор высылкой даже смягчил возможные последствия.

Мы привели только некоторые факты, связывающие Сумщину и сумчан с мировой поэтической культурой. Жизнь продолжается, приходят новые поэты, но они — продолжение и продолжатели непрерывного процесса...
 
57
Комментариев
0
Просмотров
2308
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.