"Потерянный Рай" - название не только поэмы Мильтона, но и культурно-исторической программы - извините за банальное определение -, подготовленной группой постоянных посетителей Сада художницы Ирины Проценко.
На самом деле ничего банального в Саду не происходит никогда, но состоявшееся нужно как-то назвать. Вечер был посвящен эпохе барокко, выраженной в музыке, архитектуре, живописи. скульптуре и поэзии.
Была музыка барокко - Бах, Гендель. По этой части главным был, конечно же Орест Коваль, он же представил музыкантов из ансамбля "Ренессанс", выступлением которых и началась встреча.
Массив цветных слайдов с изображением архитектурных памятников и произведений искусства подготовла сотрудница Сумского хуожественного музея Надежда Юрченко.
Ну а ее рассказ не хочется называть лекцией, это скорее комментарии к путешествию по столетиям и странам, где создавались шедевры. Обстановка этого вечера была, как всегда, не слишком академической - собравшиеся переспрашивали, комментировали что-то от себя, иногда довольно юмористически.
Например, прозвучала мысль о том, что картина Питера Брейгеля "Страна лентяев" несет идею об изнурительности крестьянского труда а в "суде Париса" Гвидо Лука самая прекрасная и гармоничная фигура - спаниэль, а не какие-то там богини.
Но на самом деле подготовленная программа представила барокко как мощный духовный пласт. Каждый что-то знает о Бахе, Рембрандте, Микелянджело, Растрелли, но редко удается ощутить как единое явление творчество многих художников, музыкантов, архитекторов, скульпторов, живших в разные времена и в разных странах. Приходится задумываться, даже переживать некий шок.
Отрывки из "Потерянного рая", которые великолепно читал артист Театра для детей и юношества Сергей Сидоренко помогли структурировать в сознании все увиденное и услышанное.
Рай бывает потерян, если его перестают вооспринимать как таковой.