"Книжные дети" - песня Владимира Семеновича Высоцкого из кинофильма "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго" (щелкните по названию, чтобы прослушать).
"...Если путь прорубая отцовским мечом,
ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что по чём
Значит нужные книжки ты в детстве читал!"
Если б он не пел о том, о чём пел - возможно, многие не стали бы теми, кем стали.
Комментарии
В.Высоцкий,"Баллада о книжных детях" (исп. театр "Chanson"):
http://www.youtube.com/watch?v=XxioUTAAkz8
Пижоните вы, господин Игорь.
Провокация или позиция? Если первое - пойму. Если второе... Может быть, вам не повезло, а вот я знаю многих и многих, кто не только в ваш куцый перечень не попал, а свой написал. Он сильно отличается от вашего. Думаю, все они читали нужные книги, и уж конечно слушали Высоцкого - ночи напролет, согнувшись над магнитофоном, пытаясь расслышать слова с шипящих затертых пленок.
Как я понимаю разговор вертится вокруг нескольких разных тем.
Первая - это Высоцкий и то как его песни действуют на слушателя. Тут лучше всего вспомнить гениального Яковлева в роли И. Грозного из фильма "Иван Васильевич меняет профессию".
Вторая тема - кто кем стал. Как я понимаю, утверждение
- заведомо ошибочно, потому что стать навсегда никто никем не может. Человек - как широко известно, это постоянное становление, постоянное вытаскивание себя, а ля известный барон, из болота животных потребностей и ловушек социума.
И наконец "нужные книги". ИМХО по самой форме это утвержление человека из тоталитарного общества. А "Лолита" - нужная книга? А Пруст - нужный писатель? А Юрий Живаго тоже путь прорубал отцовским мечом?
Дело не в мече отцовском - это всего лишь гипербола, средство выражения мысли автором. По-моему, средство достаточно сильное, но сужающее смысловое поле.
Цитата:
...утверждение: может быть, вам не повезло, а вот я знаю многих и многих, кто не только в ваш куцый перечень не попал, а свой написал. - заведомо ошибочно, потому что стать навсегда никто никем не может.
Это вывод из невнимательно прочитанного текста. В оригинале нет слова "стал". Там сказано, что многие не попали в обсуждаемый список. И потом, я думаю, "стал" относится ко всему, что с человеком УЖЕ произошло (обратим внимание на временную форму глагола).
Теперь по поводу "нужных книг". Думаю, дело не в тоталитарности мировоззрения. Высоцкий - человек со стержнем. У любого образованного человека со стержнем есть некое количество "нужных книг", которые он взял бы с собой на необитаемый остров, и которые посоветовал бы читать своему сыну. В этом смысле и "Лолита", и Пруст, и Пастернак возможны.
Высоцкий - человек со стержнем, очень живой и естественный в своих песнях, и потому ему верят. Так и ведут себя люди (реальные, а не идеальные) в жизни. "Это правда!" - думали те, кто его слушал.
На мой взгляд, литература вообще лучший воспитатель, думаю, по факту на сегодняшний день более эффективный, чем Евангелие (потому что разнообразно, живо и постоянно исследует темы Евангелие).
Вопрос в том, что считать литературой. На мой взгляд, это некое количество талантливых текстов. Что же такое талант, обсуждать бессмысленно. Это можно только чувствовать. И можно учиться чувствовать, чтобы не путать Божий дар с яичницей.
Вот и я как раз об этом. Никто ни кем не стал. А списки можно конечно разные писать....
Высоцкий объективно одно из ярчайших явлений русской культуры ХХ века. Мало того, что он был недюжинным поэтом и талантливым актёром, так Бог дал ему ещё и уникальный голос, в котором были, и мужская нежность, и гнев и крик, и стон, который как известно у нас песней зовётся. Именно благодаря гениальному и редчайшему сочетанию этих трёх талантов Высоцкий сумел докричаться до очень многих. Более того. Когда люди слушают его феноменальные речитативы, возникает эффект звучания собственной души. И в этот миг кажется, что ты тоже такой, как герои песен Высоцкого и тебя тоже несут кони над пропастью и ты кричишь, и Бог тебя слышит. Такова великая иллюзия искусства. И она исчезает сразу же после окончания песни. А далее мы расходимся по своим мелким и никому не интересным жизням, такими же, какими пришли. Именно поэтому я возражаю автору блога. С песнями Высоцкого (стихами Пушкина, музыкой Бетховена и т.п.) никем стать нельзя. Его песни не Евангелие.
И ещё. Представим себе автомобиль, Он состоит из разный винтиков, шпунтиков, гаечек-заклёпочек, кусков металла, резины, пластика, стекла… И каждый этот кусочек и винтик ощущают себя крайне важной деталью, без которой автомобиль в лучшем случае поедет плохо, а то и не поедет вообще. А теперь представим себе эти же детали, но не организованные в автомобиль, а сваленные в кучу. И тогда получается просто свалка. Теперь заменим слово «автомобиль» на «государство». Герои Высоцкого оттого и рвались на свободу, что были винтиками и гаечками государственной машины. В этом трагический дуализм человеческого бытия. Винтиками мы быть не хотим,но и (цитирую Высоцкого) «дали мне свободу, что я с ней делать буду?». И вот нам дали свободу. И мы оказались частью огромной свалки. Нет, на свалке, конечно, тоже есть жизнь и даже свои VIP-персоны: вороны, коты, собаки, бомжи, крысы… Вот собственно и весь небогатый выбор вакансий. А кто тут кем стал в итоге, так со стороны виднее….
Спасибо. Хорошо написано. Однако, думаю, есть место, где "автомобиль" не выглядит беспорядочной кучей винтиков. (Или выглядит. В большинстве случаев это зависит от нас самих.) Это место - наш внутренний мир. А хорошая книга - духовная пища и камертон для внутреннего мира. Книга может помочь обрести независимость и свободу для внутреннего мира, невзирая на существование многочисленных "свалок" вокруг - государственных, социальных, экономических... Будь наш внутренней мир совершенней и становись нас, обладающих совершенным внутренним миром, все больше - того гляди, и "свалок" станет меньше, а может, они и вовсе исчезнут.
В этой связи вопрос. А внутренний мир и подсознание это одно и то же?
Внутренний мир по определению внутри, а подсознание - внизу, "под"... Если серьезно, то какая разница? Лишь бы что-то было внутри нас, что отзывается на голос, цвет, запах и форму искусства.
Так вот, кем стали. Барыгами,бесправными батраками без будущего, взяточниками-чиновниками, бандитами-крышевиками, ментами-беспредельщиками, общественниками-грантоедами... - это ещё те, кто хоть кем-то стал. А сколькие просто спились-скололись?
Ну надо хотя бы набраться мужества и признать, что в ннынешнем орально-анальном мире герои Высоцкого - инопланетяне и для них тут просто нет воздуха.