Сергей ГлазунСергей Глазун 15 декабря 2011 в 11:56
Недавно заметил афиши с рекламой нового творения отечественного кинематографа “Реальная сказка”. На афишах красовался актёр Безруков в белобрысом парике и русском кафтане. На нем значилось: “Иван-Дурак”.
Увидев надпись “дурак” на Безрукове, я почувствовал Александра Сергеевича несколько отомщенным и начал раздумывать на тему “а не посмотреть ли это с детьми”. Несмотря на пугающее название.
Но, как и многие российские папы, прежде чем погружать своих детей с сладостный мир отечественного кинематографа - я уже давно сначала погружаюсь в него сам. На разведку. Это происходит оттого, что в последние годы отечественный кинематограф неоднократно доказывал нам - российским папам - свою враждебную для психики ребенка природу. Слишком много монстров понаползло туда из голов творческой интеллигенции.
Исключения я и в этот раз делать не стал - все испытал на себе. Впечатлений - море.
Итак, сначала о плохом.
Во-первых, если бы я носил военный френч, усы и трубку, то я всенепременно расстрелял бы товарища композитора, предварительно хорошенько настучав ему по голове тем синтезатором, на котором он ваял.
Он это заслужил.
Во-вторых, игра актеров иногда срывается то в пошловатый стеб, то в былинный пафос. Но это, в отличие от композитора, ещё можно простить -- по причине неподъемной тяжести взятого материала.
Сделанные безупречно (с точки зрения каскадерского исполнения) боевые сцены старательно испоганены монтажером и все тем же композитором.
В остальном фильм более чем заслуживает нашего внимания. Особенно нашего взрослого отцовского внимания.
Сюжет таков:
Люди перестали верить в сказки, и сказочный мир оказался на грани гибели - со всеми населявшими его персонажами. Что делать?
Решение предложил Кащей Бессмертный. Он предложил всем … эмиграцию. В наш мир.
И вот на экране картина Исхода - крестьяне гонят свой скот, за ними бредут лешие и водяные, идут богатыри - Илья, Добрыня и Алеша, тут же среди крестьян, богатырей и леших месят сапогами дорожную грязь цари, подталкивая плечом телеги с лежащими на них скипетрами и коронами.
Снято доходчиво. Сразу видно, что такое общая беда.
В разгар эвакуации проходящей под чутким руководством Кощея, появляется Иван-Дурак с иглой, в которой, как каждому русскому ребенку известно, находится кощеева смерть. Тут выясняется, что Кощей, которому надоело, что протагонисты изо сказки в сказку лишают его жизни, а сами женятся на похищенных им красавицах, наложил на иглу заклятие - кто ее переломит, тот умрет вместе с Кощеем.
Поэтому к ногам Дурака бросается Василиса Премудрая и начинает уговаривать его не губить себя, не губить её жизнь, не быть дураком. Окружающие присоединяются, поскольку от Кощея зависит их переправка в другой мир. Алеша Попович так и вовсе - лук натянул и в Ивана прицелился.
В итоге Иван под общим натиском сдаётся, бросает иглу и уходит в наш мир вместе со всеми.
Наш мир, наши дни.
Крупный финансовый воротила и меценат Кощей рассылает повсюду своих телохранителей - Илью, Добрыню и Алешу (да-да!), чтобы те вырывали изо всех книг с русскими народными сказками страницы, где сказано про кощееву смерть. Для минимизации рисков.
Баба Яга, которая понимает к чему дело идет, подсовывает последний "неотредактированный" вариант книги маленькой девочке, сестре главного героя - мальчика Саши. Та читает книгу и становится обладательницей эксклюзивного знания - как убить Кощея. Поэтому Кощей ее немедленно крадёт и превращает в цветок. “Ничего личного” - говорит.
Главный герой - Саша, начинает искать сестру и в процессе поисков знакомится с Бабой Ягой, работающей в фрменном магазине кондитерской фабрики им. Крупской, а также Василисой Премудрой, которая преподает в его школе русский язык и литературу и замужем за Иваном Дураком. Иван, кстати, - ветеран ВДВ без одного легкого, которое, судя по всему, потерял в Чечне. Он пару раз в неделю совершает покушения на Кощея - то из СВД пристрелит, то из гранатомета по машине долбанет. Но на настоящее убийство не решается: во-первых, жизни жалко, во-вторых, после смерти Кощея всё его колдовство закончится -- и окажутся сказочные персонажи в гибнущем, гнилом мире сказки. Три богатыря верно служат Кощею и участвуют в боях без правил - мстительно калечат людишек, которые перестали в них верить.
В итоге Саша вступает с Кощеем в борьбу, чем пробуждает мужество и веру в себя у остальных персонажей, и ценой самопожертвования (в финальной битве с Кощеем гибнут и богатыри, и Иван Дурак, и сам Саша) они вместе спасают сестру Саши и свой мир.
О чём фильм и что в нём для нас важно?
В фильме глазами ребенка довольно точно и детально показаны степень и механизмы деградации социальных ролей. Если проще выразиться, то на фоне ребенка видно, какие мы стали уроды и почему мы такими стали. И, более того - в фильме указан способ, с помощью которого мы можем исправиться.
Начать, наверное, стоит с Кощея. Итак, как я говорил, в нашем мире, Кощей - финансист и меценат. Он ездит в хороших машинах, одевается в хорошие костюмы. Он вежлив, воспитан и стилен. Такому совершенно незачем воровать всяких там девиц, как в классических сказках, и уволакивать для надругательств в свой мрачный замок в горах. Девицы, как известно из расследования, проведенного несколько лет назад французской полицией по подозрению российского олигарха Михаила Прохорова в сутенерстве, и сами охотно ездят в замки в горах к персонам, подпадающим под описание этого реального Кощея. А чего такого-то? Никто же никого не заставляет! Сами! Сами!
В финале Кошей читает Саше мораль, жутко напоминающую по содержанию краткое изложение книги Айн Рэнд “Атлант расправил плечи”:
- Если б ты знал, за скольких людей я несу ответственность! И сколько людей проклянут твое имя, если со мной что-то случится. Это и больные дети, и калеки, и старики, которых я содержу..
Здесь, именно здесь и раскрыта связь между капитализмом и благотворительностью. Прошу заметить: не совести и благотворительности, не веры и благотворительности, а именно капитализма и благотворительности. Смысл этой связи в том, чтобы, когда кто-то призывает к ответу капиталиста, его можно было бы упрекнуть в том, что он, негодяй такой, обижает благотворителя. И все. Другого смысла нет.
Иван Дурак, свойство которого - не понимать того, что понимают все вокруг так об этом и говорит:
- Дурак, я и есть - дурак. Я вот никак понять не могу - растолкуй мне, дураку: один человек больницу построил на государственные деньги. Да еще и для детей-сирот. Он получается кто? Благодетель, да? .. А я знаю, сколько он при этом денег украл. Значит, он вор. Кто он, человек этот - благодетель или ворюга?
- Не знаю.
- Вот и я не знаю. Дурак потому что.
Свойство дурака - отрицание очевидного для всех. Отрицание профанного смысла. Потому, что дурак нуждается в высшей истине, а не в разумных доводах.
В финале Дурак кидается в битву одетым в кафтан, но не с луком и не с мечом, а с АК-74 и с криком “Никто кроме нас!” Это дань товарищества всем тем “дуракам”, которые, несмотря на доводы разума, защищали Родину все это время. Это привязка зрителя и к Псковским десантникам и к Майкопской бригаде... И к заставе миротворцев в Осетии, расстрелянной грузинскими танками.
Во всех сказочных персонажах, кроме Кощея, который как раз развился, прослеживается деградация, которая совершеннейшим образом иллюстрирует нашу деградацию:
Богатыри, превратившиеся в наемников, Василиса Премудрая, превратившаяся в манипулятора, Дурак, превратившийся в дурачка. В чём причина?
В самой середине фильма это становится буквально главным вопросом для зрителя. И ответ не заставляет себя долго ждать. Его произносит Баба Яга в разговоре с Кощеем:
- Сил нет глядеть, во что они здесь превратились. …
- На тебя не угодишь. Нормальные люди.
- Они не люди. Они то, во что люди должны верить: мудрость для других, сила не для себя, честность, наконец. Как это ни смешно.
Одна из наших самых страшных болезней, одно из самых больших несчастий - утрата знания о том, кто мы есть. Мы не только долгое время не знали этого, нам было запрещено об этом думать. Нам было запрещено думать о чем-либо, что находится дальше морковки повешенной перед носом. Все, что находилось за пределами морковки, объявлялось фашизмом, коммунизмом или религиозным мракобесием.
На самом же деле человек -- это не то, чем он является, это не то, что он имеет. Человек это то, о каком себе он мечтает. Человек - это своя собственная сказка, а общество - своя сказка о совершенном обществе. Именно поэтому общество, объявившее Конец Истории, - гибнет. Оно больше не может мечтать.
- Что случилось с великой американской мечтой? - спросил герой американского фильма “Хранители”, стоя посреди социального ада.
- Она сбылась, - ответил другой.
Конец истории в этой сказке олицетворяет Кощей. Именно в бесконечном конце - его бессмертие. Именно в отсутствии мечты о себе -- его торжество.
Фильм прямо говорит, что для того, чтобы быть, нужно хоть немного быть дураком. Потому, что разум не может дать жизнь, волю, смысл. Разум без любви - все равно что меч без сжимающей его руки - остер, но не разит, а ржавеет.
Фильм прямо говорит, что утрата мечты о себе - растлила нас. И прямо называет путь к исправлению.
Для того, чтобы пройти к игле со смертью Кощея в мир сказки, герою нужно обойти дуб зелёный в усадьбе Пушкина.
Да, я понимаю, что это банально - заявлять, что Пушкин наше всё. Но дело ведь не в заявлении. Мало произносить это. Нужно это понять, принять и поверить. Наш путь исцелению - Великая Классическая Русская Культура. А первый ключ к ней - Александр Сергеевич.
Мы должны вернуть нашу ВКРК. Вернуть во все сферы жизни. Для того, чтобы вспомнить - кто мы.
И не надо говорить, что мы - такие же, как все, только на том основании, что мы, как и любые европейцы, любим вкусно кушать, тепло спать и чтоб чиновники не хамили. У нас и с обезьянами много общего: блох не любим, любим бананы, две ноги, две руки, одна голова. У нас генетический код на 98% совпадает. Но нас ведь делает людьми не только то, что у нас с обезьянами общее, но и то, что нас отличает. И пусть у нас на 98% совпадает геном, мы - не обезьяны. Так что пусть наши ценности на 99% европейские, мы - не европейцы. Люди - не обезьяны, русские - не европейцы. Неужели это так сложно понять?!
И наконец, фильм сообщает нам, какова будет цена нашего выздоровления. А цена будет велика. Потому что без жертв ни с нашей стороны, ни со стороны нового поколения - не обойтись.
В самом конце Кощей возвращает сестру главному герою и просит вернуть ему иглу - и жить себе. Сестра, как в начале фильма Василиса Премудрая Ивана, уговаривает брата, что ну и пусть. Ну и что, что у Кощея целый сад из девочек, превращенных в розы:
- У них свои браться есть! Я не хочу мертвого брата-героя, я хочу живого..
Кощей:
- Ну, ладно я! Послушай сестру! Даже она тебя не понимает!
И Саша, с иглой в руках, отвечает:
- Если не сломаю - не поймет.
Жизнь оказывается дешевле понимания. Борьба за жизнь сестры закончена, но продолжается борьба за душу. Потому, что в мире, где правят Кощеи, у неё нет и шанса вырасти Человеком, а не человечком.
Саша – брат за всех братьев потому, что мы – народ. Мальчик Саша оплачивает своей жизнью будущую жизнь своей маленькой сестры и наши невыполненные квесты.
Это - вполне понятный намек, с которым я совершенно согласен.
Нам нужно оставить детям как можно меньше долгов.
Поэтому - за работу.
http://www.odnako.org/blogs/show_14730/