5 февраля за воскресной Литургией мы вспоминали молитвенно всех, в годы советского режима пострадавших за веру во Христа.
Пострадавших - очень мягкое слово.
Среди них те, кого Церковь называет исповедниками, - люди, чьи христианские убеждения и православное вероисповедание в годы советской власти принесли им всякие лишения, но не стоили непосредственно жизни. Речь не только о священниках и церковнослужителях. Здесь шире: большевистский переворот 1917 года положил начало противоестественному общественному отбору: худшие истребляли лучших.
В их же числе и те, которые, претерпев в застенках НКВД и прочих советских органах пыток издевательства, закончили свою земную жизнь на плахе - будучи расстрелянными, убитыми, скончавшимися от мучений.
Этим героям веры инкриминировали, как правило, не столько религиозный мотив нелояльности, сколько политическую неблагонадежность. Все как и в древнем Риме: тогда ведь тоже убивали христиан не столько из-за их веры непосредственно во Христа, а вследствие их неверия - в культ императора.
Суть за две тысячи лет не изменилась. И при Нероне, и при Ленине/Сталине/Хрущове/Брежневе христиане были преследуемы за одно и то же. За неверие.
Да, за неверие. Сначала - в пустышки ложных "богов", изменчивых в духе времени идолов, которым во все времена готова покланяться толпа, принося им любые жертвы (хоть бы и золотому тельцу). Чаще всего - человеческие.
Далее, во времена Нерона, христиане отказывались покланяться божеству человека - императора.
Наконец, во времена советские, они же отказывались преклонить колена перед обожествлением власти и "великой страны" с ее "великими" достижениями.
Странно, кстати, как это советский цензурный комитет не пресек издание Достоевского - Федор Михайлович ведь, вопреки ленинской идеологии, утверждал, что и слезинки ребенка не стоит всеобщее благоденствие (пусть даже в отдельно взятой стране). А кто возьмется уравновесить море слез полетом Гагарина в космос? А?!
Ныне, когда нет ни Нерона, ни СССР - что теперь?
А теперь то, что в церковном песнопении, посвященном чествованию памяти новомучеников и исповедников ХХ в., мы просим их о молитвах ко Христу: "молитесь Ему, вас укрепившему, чтобы и мы, когда придет час наших испытаний, мужества дар Божий нам даровать".
Просто потому, что в истории никогда не бывает для христиан "золотого века". И чем глаже, казалось бы, течение жизни, тем это, на самом деле, подозрительней.
Особенно, если общество безразлично к такому, хотя бы, факту, что мы все еще ходим по улицам, носящим имена террористов прошлого.
Особенно, что все еще есть в обществе люди, ностальгирующие за "дешевым" советским "хавчиком", совершенно не задумываясь о настоящей его цене.
Особенно, когда многие далеко не плохие люди даже в ограде Церкви до сих пор не находят мужества, чтобы признать правду в словах песнопений, посвященных новомученикам и исповедникам ХХ в.:
"Безбожные внуки Каина святыни церковныя поруганию и огню предали, обители разорили, храмы в овощныя хранилища (если не хуже) превратили, христолюбивыя люди в темницы заключили и умучили. Вы же, страстотерпцы, с любовию научили (нас): это все было по грехам нашим. Люди, покайтесь!".
P.S. Смиренный Тихон, Божиею милостию Патриарх Московский и всея России.
"Тяжкое время переживает ныне святая православная Церковь Христова в Русской Земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.
Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных разве только в том, что честно исполняли свой долг перед Родиной, что все силы полагали на служение благу народному. И все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и вьявь, при дневном свете, с неслыханной доселе дерзостию и беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности - совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей отчизны: и в столицах, и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и др.).
Все сие преисполняет сердце наше глубокою и болезненной скорбью и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения по завету Св. Апостола: "согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут" (I Тим. 4:20).
Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной.
Властью, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной.
Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение "измите злаго от вас самех" (I Кор. 5:13).
Гонение жесточайшее воздвигнуто и на Святую Церковь Христову: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению через расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского) или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви Православной и подготовлявшие пастырей и учителей веры православной, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности.
Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это - народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа… И, наконец, власть, обещавшая водворить на Руси, право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности над Святою Церковью Православною.
Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?
Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей.
Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной.
А если нужно будет пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого Апостола: "кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?" (Рим. 8:35).
А вы, братие Архипастыри и Пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенною ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою Креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: "созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей" (Мф. 16:18)".
Тихон, патриарх Московский и всея России
Января 19 дня, 1918 г.