Кинообразование. Фильм "Пастушья кукла".

Клуб Кино "Кинематограф"
Андрей Приказчик 05 сентября 2016 в 14:26
Кинообразование. Киноакадемия. Кинофестивальное кино. Фильм, рецензия к фильму "Пастушья кукла" (2010) Швейцария.
В руках у творца!
Мы - послушные куклы в руках у творца!
Это сказано мною не ради словца.
Нас по сцене всевышний на ниточках водит
И пихает в сундук, доведя до конца - Омар Хайям. Рубаи.

Часть 1. Мистика.
Если верить местным приданиям, то пастушья кукла, сделанная из метлы, соломы, набитой полевой травы, мешковины и далее использованного куска ткани, с угольками или пуговицами вместо глаз – не что иное, как ритуально-обрядовая кукла, имеющая магическую подоплёку. При всей своей рабочей простоте и элементарности, имеет старинную крепкую основу, выраженную в общем народном фольклоре, связанной с теми или другими событиями, проклятиями, заклинаниями и прочими сказаниями магического типа. У славян, в Европе, как и в отдельных уголках всего мира, душевно-меркантильная стать такого дурмана имела (временами) весомую часть, вымещая все всплески энергии, духа и силы на направленный одухотворённый предмет своего желания. Становясь больше чем фетиш, заражённый идеей определённого характера.

Как своего рода идол, пастушья кукла материализовалась и превращалась, или превращала объект своего направления в столь ядовитый праздник одержимости, что потом ничего хорошего из этого всего не выходило. И наоборот, действуя в определённые циклы и календарные дни, наносило определённое разрушение душе, телу и всему материальному, соприкасавшемуся с направленным предметом «возгорания». Впрочем, возгорание, как и сам огонь, никогда без дела не оставался, и как очищение всегда приносил свои плоды, заключение над кем-то и чем-то, будь-то ритуал или народный обряд. И в нашу современность до сих пор это чудо наваждения имеет место от разных праздников до чёрной мессы и превращений похоти души и тела в нечто.
Дух внедрялся и превращал и куклу и человека. Другие же предназначения таких кукол давали замену человеку. Макет служил заменителем и исполнителем желаний. А под действием магических ритуалов и заклинаний переносил действие оживления.
Это одна часть разыгранного в фильме действия, даёт такую осмыслённость, которую можно поместить в эти строки.

Часть 2. Сюжет, сценарий, режиссёр, актёры.
Танец чистого невинного и внутреннего душевного с похотливым, плотским и низкочеловеческим - исполнен до конца швейцарскими кинематографистами. Да исполнен, без размаха и шика, и малыми средствами, скорее фестивального метра и одинокой постановки, но без слащавости и величия актёрской приглашённой звёздности. Знаменитой помпезности и прославления нравоучения, флага, нации, и всего такого в этом фильме тоже нет.
Но есть непростой, хитро закрученный сценарий, Есть сюжет и для меня не один, а их как минимум три-четыре, переплетающихся между собой, путающие следы прослеживания одного действия или события с другим. Это придаёт загадочности и необычности, особо с данной темой.

Режиссура данного фильма произведена швейцарским кинематографистом многостаночником, Михаэлем Штайнером. Он пишет и сценарии, занимается монтажом и прочее, что связано с кинотворчеством. За свои 46 лет он попробовал разные жанры, от комедии, семейного кино, до ужасов, триллера и драмы. Был замечен и начал своё восхождение на европейский олимп после кинофестивалей. Группа из актёров набирается часто спонтанно, по ходу «пьесы». Разные сюжеты, жанр – соответственно разные актёры.
Актёрский состав в этом фильме довольно фактурен, и многие персонажи в актёрском исполнении врезаются в память и запоминаются. Особо приглянулся и понравился немой пастушок играющейся с зеркалом как со своей жизнью, солнечный зайчик в гадком коварном мире. Это Йоэль Басман, выходец из той же швейцарской школы, ему 26 лет, а перевоплощается и играет профессионально и во многих фильмах.


Впечатление о фильме.
Сама картина как бы поделена на временные отрезки, как параллельная вселенная ведёт рассказ о происходящем, чтобы больше заставить думать зрителя нам показывают сначала настоящее, потом прошлое, наваждение и мистику, драму и мелодраму и саму развязку, которая как змея кусающая свой хвост замыкает цикл (смотрите сам фильм).

По фильму слаживается впечатление экранизации романа. Пробил даже по источникам, но подтверждённой информации так и не нашёл. Выходит оригинальный сценарий, что в принципе впечатляет и даёт плавное течение рассказанных на экране событий, несмотря на флэшбэки, фильм кишит ими, и уже только подмечаешь во что одет тот или иной персонаж, в какое платье, или другие мелкие детали, антураж.

На фоне красоты альпийских лугов, лесов, гор и другой флоры и фауны тяжело уследить за современной сказкой, напичканной постоянно происходящими мелкими событиями, в угоду стараний оператора. И продолжительность фильма, кажется, затягивается и становится ещё длиннее, не мешая рассматривать вялотекущие действия на экране, где незнакомая актёрская публика даёт представление с героиней в готическом стиле.

Музыка в фильме идёт мелкими вкраплениями, как бы наваждением, довольно редко и подкрашивает акцентируя какой-то момент. Здесь музыкальная часть не яркая, не кидается в глаза и можно сказать не запоминается до последних кадров. На ней (музыкальной дорожке) здесь эмоциональный удар не делается. Да и в такой постановке он может быть лишним.
Линию человеческой драмы и мелодрамы я не преподношу, она самая понятливая и общедоступная по фильму.

Критика фильма.
При мелком бюджете фильм теряет панораму событий и красоту отшлифованности фильма. Некоторые места смотрятся затянуто и определённо скучно. Для малого авторского кино хорошо, для большого экрана довольно жиденько и с нагромождением многих кадров, событий свойственных сериалам. Отдельные кровавые, жестокие сцены не додают фильму значимости, играя лишь на юном зрителе. Сам фильм стоит взять в обработку американо-британским киноконцерном великих студий, добавляя в него больше чувств, эмоций, самой жизни (живости) и яркого остросюжетного триллера. От этого такой фильм только выиграет и не будет страдать затянутостью кадра и местами откровенной дешёвой скуки.

Часть последняя.
Смысл и показанная философия.

Фильм-зеркало, фильм-перевёртыш, показывает человеческое нутро и слабости человеческой натуры. Превращение куклы в человека может рассматриваться как марионеточность нашей жизни. Желания, грехи и похоти свойственны сухой траве, которая мёртвая и пустая в своей сути. Трава ничего не стоит и сгорает под солнцем, в огне жизни, в костре вечности. Люди в своей сути, поступками и делами достойны этой травы и ни чем не отличаются. Они как бы набиты соломой, что и показывается в самом фильме.

Многогранный финал, как и многогранная трактовка такого фильма оставляет любые вопросы открытыми. И доказывать там, что якобы персонаж поступил не так, нелогично, ещё более неразумно, чем попытаться понять и осмыслить весь фильм. Как и предание о пастушьих куклах всё недосказывает, так недосказывает и полный смысл, все сюжетные линии этого фильма, подчёркиваю во множественном числе. Получается кино сделанное специально, со своим запутанным умыслом, который до конца не распутать не Вам, дорогой зритель, не мне.

(Рецензия относится к рубрике «Кинообразование»).
 Автор: PROFE7OR 

 
16
Комментариев
0
Просмотров
2706
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.