Кинообразование. Рецензия на ф. «Чёрный хлеб» (2010).

Клуб Кино "Кинематограф"
Андрей Приказчик 04 сентября 2016 в 12:54
Кинообразование. Киноакадемия. Кинофестивальное кино. Фильм "Чёрный хлеб"
Белый хлеб – для белых (зажиточных) людей, чёрный – для черни. Этот мотив обыгрывается, в историко-нравственном произведении «Чёрный хлеб», показывая идеи воспитания народа в определённом контексте и обстоятельствах.
Хрестоматийное произведение, чем-то напоминающие романы Маркеса, но в более тяжком ключе.

Название "Чёрный хлеб" - подходит сюжету и действию. Как и чернуха в душе и жизни многих персонажей. Где мотивом служит сама жизнь в воспоминаниях и пересказе других. Старшее поколение отцов видит это по своему, и учит, как может. Младшее поколение, дети, часто страдают от самой жизни, так же, как от наследия и многого, чего натворили отцы.

Фильм стал победителем испанского «Оскара» - премии «Гойя». Причём по 9-ти основным номинациям, в том числе, лучший фильм, лучший режиссёр, лучший сценарий, лучшие (все) женские и мужские роли, операторская работа. Примечательно, что кроме адаптированного сценария, фильм награждён ещё и за сценическую постановку. Также фильм был отмечен, на «Сан-Себастьяне», получив там «Серебряную раковину» и международное признание, выраженное в большом количестве наград, сделав и там настоящий фурор мастерства в данном искусстве.

Сценарный язык выражения, режиссёр сделал каталонский, как и в своё время, например Мэл Гибсон, на исторических и максимально выраженных в документалистике и хронологии киноработах. Такие лингвистические темы, особо трудны в постановке. Вспомним «Страсти Христовы» и «Апокалипсис» в оригинальной речи.
Так как, гражданская война в Испании задействовала обширные территории и народности, то основные события и место повествования разворачиваются на северо-востоке Пиренейского полуострова. Где и расположена Каталония на средиземноморском побережье. Делая показанные события, максимально реалистичными, улавливая любую мелочь и детальность в говоре и наречиях. И Агусти Виальронги, режиссёра этого фильма, явно стоило это, больших усилий.
Другие режиссёры шагая по пути упрощения, а не фактов, делают разговорный слог, да ещё современный. В этом случае, как минимум испанский, был бы простым выходом. Но, не для этого мастера, где настоящее крепкое кино показывает всю разницу кинематографа.

И, сейчас в духе маэстро, не искажать факты и события, как и другие грани происходящего, и сюрреалистический подход его картины «Лунный мальчик», (на «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах) лишь подтверждающее правело, о разных сторонах внутреннего мира, души, столь юного создания. Здесь же, показан персонаж Марка Твена в драматическом русле, сопоставимый с фильмом «Страна приливов» Терри Гиллиама, постигающий мир с налётом готики в своих фантазиях. Лишь повзрослевшая, девятилетняя Марина Комас, постоянно ставит Андре на землю, показывая те прелести женской красоты, которые, так ценят бывалые мужчины, не стесняясь рассказать об учителе, который пользуется её услугами.
Детская сторона взросления в юношу, лишь путешествие в сюжете, который подымает нравственный кодекс, показывая ложь и предательство, доверие и откровение.

Жизненные переплёты, запутанные отношения, влияющие на осознание и поступки детей, проходят красной линий через весь фильм, рождая новые принципы и шокируя выражением, показанной в бескомпромиссной манере. Как и в любой затяжной войне, дети лишённые детства, берут у жизни то, что для взрослых было табу.
Общественное сознание, влияет на эгоцентризм человека, ломая нравственные устои, управляя податливостью и моральными принципами. Пропагандируя очередные законы и политическую идейность, выраженную по сюжету, различной борьбой, будь то социальная или политическая, гражданская, как и навязанный национализм.

Жёсткость отдельных сцен, добавляет реалистичности, выявляя натуральность и человеческую слабость в поступках, давая мысленный ход каждой сцене. Хорошо передана растерянность сельского жителя и простого населения, показывая грань и противовес аристократическому слою. Чьи заботы и хлопоты и вовсе не отражаются в войне и беспорядкам.

Картина даёт новаторство в новой классике, подавая драматический сюжет, с психологией триллера и детективным расследованием. Флешбеками оттеняя воспоминание, прошлое и настоящее. Где и проявилась в полной мере операторская работа Антонио Риестра. Гнетущая атмосфера, во многом передана и подкреплена видеорядом, сопоставимо действию.

В музыкальных композициях доминирует аутентичность, переплетаясь с драматическим контральто и глоссолалии, звуковая палитра красок наполняется экзотическими инструментами предающими мистический налёт. Янцинь, воспроизводит необычные аккорды, сразу в два и более звука. Делая особую манеру исполнения, дополняя её бамбуковыми и косточковыми колотушками с необычным сочетанием тамбуринов. Тягучий эмбиент переходит в этничность под средством определённых инструментов, таких как сантур, хордофон и дульцимер, делая неосредневековую музыку с оттенком неоклассического дарквейва. Браво Маэстро. Браво!

Данная картина, получила около 30-ти кинематографических наград, от ведущих фестов мира. Среди 63 киноработ, выбранных на «Оскар» лучшего зарубежного фильма года, эта картина была второй, уступив титул фильму «Месть», режиссёра Сюзанны Бир (Дания).
Вовлечение и обдуманность в фильме присутствует, как и оставленная грусть за кадром. Фестивальное кино, однако подойдёт, для думающего копающего зрителя со стажем. Для многих будет, как минимум просто скука. Но продвинутым киноманам, тем более критикам - знать надо.
(Рецензия относится к рубрике «Кинообразование»).
                                                                                                                    PROFE7OR

 
17
Комментариев
0
Просмотров
2611
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.