Литератор-консерватор: нужны ли творческие объединения?

Блоги, Андрей Поляков
31 августа 2010 в 10:12
Литератор-консерватор: нужны ли творческие объединения?

Наблюдая за литературной жизнью города, Еще несколько лет тому назад пришёл к простому выводу – сейчас в Сумах нет ни одной литературной студии, сумевшей объединить талантливых литераторов нашего края. Студий много, но нет центра или творческого дома, где таланты смогли бы реализовать свой творческий потенциал. Попытки создать такой Дом были, вспомнить хотя бы творческий центр «Собор», но теперь о нём остались только воспоминания. На его месте открыли кафе, которое не может претендовать на такой объединяющий центр. Мне кажется, что во всём всё-таки виноваты не сами люди, а наши городские и областные власти. Я не помню, чтобы за все годы нашей независимости, власть хотя бы раз озвучила вопрос о необходимости создания в городе такой студии. А потребность в ней есть великая.
Расцвет литературных студий пришёлся на 70-е годы прошлого столетия. Тогда ещё, в бывшем СССР, быть членом литературного содружества было не только почётно, но и ответственно. Литературная студия являлась первой ступенькой в профессиональной подготовке будущего писателя. Как правило, студию посещали молодые люди в возрасте до 35 лет. Старшие их коллеги посещали литературные объединения. Следующим этапом их творческого единения становился Союз писателей. В те годы и литстудии, и литобъединения, и Союз писателей кроме того, что объединяли творческую братию, ещё и воспитывали её. Правда, в духе коммунистических идей. И всё-таки это была настоящая литературная школа, через которую прошёл не один писатель.


Из истории известно, что во времена Пушкина уже существовали литературные объединения, которые посещали выдающиеся литераторы: князь П.А.Вяземский, В.А.Жуковский, Д.В.Давыдов, К.Н.Батюшков и другие. Именно они заложили основу будущих литературных содружеств, создали традиции, которые оставались неизменными при любой власти. Прежде всего – это дружба, желание помочь, научить, подсказать, а главное поддержать начинающего талантливого литератора. Поэтическим лозунгом прошлого столетия стали слова из известного стихотворения: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Говорить правду в лицо было естественно, как дышать. Так, в одной из московских студий родилось двустишие, облетевшее всю страну: «Ты не бойся, пьяница носа своего: ведь он с красным знаменем цвета одного». А Булат Окуджава даже вывел некую формулу поэтического творчества: «Каждый пишет, как он слышит. Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет, не стараясь услужить…».


На Сумщине в конце 70-х и начале 80-х годов самой известной студией был «Зажинок». Именно эта студия воспитала целую плеяду писателей, в последствии ставших ядром сумского отделения Союза писателей СССР, а потом Украины.


По словам председателя областного отделения Национального СПУ Александра ВЕРТИЛЯ, в настоящее время в Сумах функционирует около 15 литературных студий: «Давние традиции имеет студия «Орфей» при педуниверситете. Василий ЧУБУР поддерживает студию при СумГУ. В банковской академии будущие банкиры посещают студию «Перлина». Есть студия при центре народного творчества и при Александровской гимназии «Крылья»».


Александр Вертиль уточнил, что при областном отделении НСПУ существует литобъединение, члены которого уже издали свои книги. «Наверное, на всех литературных мероприятиях, которые проводит наше отделение, можно увидеть членов литературной студии Высшего училища культуры и искусств им. Бортнянского «Криниця». Литературные студии – это барометр литературной жизни. В области около 30 студий функционируют не формально, а живут полноценной литературной жизнью. Некоторые из них выпускают свои альманахи. Так в Шостке методист Ирина ШВЕЦОВА опекает молодых литераторов и выпускает журнал «Первоцвіт»», – подчеркнул он.
По мнению писателя, посещать литературные студии начинающему литератору необходимо: «Он может сопоставить своё творчество с произведениями других авторов. Ему скажут, что ему удалось сделать, а что нет. Образно говоря, поставят произведению диагноз. Из студий функционирующих в области, я бы отметил Белопольскую «Вир», Конотопскую «Джерело», а также студии в Ахтырке, Бурыни, Путивле и других районных центрах».  
 
Андрей Поляков, член Национального союза писателей Украины, лауреат национальной литературной премии им. Н. Ушакова

5
Комментариев
0
Просмотров
3713
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.